План работы самообразования
рабочая программа (старшая группа) на тему

 Фарухшина Лилия Барисовна

План работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы Фарухшиной Лилии Борисовны на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faruhshina_l.b._plan_samoobraz_na_5_let.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Абсалямовский детский сад  «Светлячок»                                                                Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

План работы по самообразованию

воспитателя старшей разновозрастной группы                                                            Фарухшиной Лилии Борисовны на тему:                                                                   «Развитие познавательно-исследовательской деятельности                                                          через организацию детского экспериментирования»                                                                       на 2014-2019 учебный год.

   Срок реализации-  5 лет

   Дата начала работы над темой 1.09.2014г.

   Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2019г.              

                                                                   

               

2015 г.

Актуальность темы

              Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

     В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

          Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Тема:

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Цель самообразования:

 повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования; развивать познавательные способности; создавать условия для исследовательской активности детей.

   Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.

- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы, создать методическую базу

- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).                                                                                        - Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;                                                                                                                - Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                            - Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.                     - Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию

проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, путешествия и других форм работы.

- Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

- Оформить в группе мини лабораторию и стенд «Почемучка»

- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитие ребёнка».

        

- Формировать у детей разные способы познания.

- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в районных, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в районных семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

http://nsportal.ru/ Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2014 – 2019 учебный год)

2014-2015 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

3.

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Сентябрь-октябрь

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

 Презентации, статьи.

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь

Март-апрель

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира в дошкольном возрасте»

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

Изучить литературу – Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет

Январь

11.

Принять участие во всероссийском конкурсе «Воспитатель года»

Февраль

12.

Провести итоговое занятие для родителей «Клоун Бимка и его чудеса»

Март

13.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

14.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану

2015-2016 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л.Ю. Павлова

Сентябрь 2015г.

3.

Выступление на педагогических семинарах, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

5.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

6.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

7.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня математического развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

8.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-октябрь

9.

Создание презентации: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

   Январь-апрель

10.

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

11.

Открытое занятие для учителей начальных классов по ФЭМП. Преемственность детского сада и школы.

Февраль

12.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

13.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/farukhshina-liliya-barisovna 

В течение года

14.

Изучение литературы «Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет». Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!»

Март-май

15.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2016-2017 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования

Сентябрь-декабрь

4.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

В течение года

5.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

6.

Открытое занятие для педагогов

Октябрь

7.

Изучить УМК «Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова к программе «От рождения до школы»

Ноябрь

9.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию»

Январь

10.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

11.

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

В течение года

12.

Итоговое занятие по окружающему миру с

использованием дидактических игр.

Март

13.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/farukhshina-liliya-barisovna 

В течение года

14.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2017-2018 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

Сентябрь-октябрь

4.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь-декабрь

5.

Открытое мероприятие по познавательному развитию в рамках районного семинара воспитателей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста, посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДО

Октябрь

6.

Изучить УМК  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина к программе «От рождения до школы»

Ноябрь

7.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

8.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

9.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

10.

Пройти курсы повышения квалификации

Январь

11.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Февраль

12.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

13.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

14.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

15.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2018-2019 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа.

декабрь

3.

Размещение своих работ на веб-сайте https://nsportal.ru/farukhshina-liliya-barisovna 

В течение года

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

В течение года

6.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

7.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, апрель

8.

Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному   развитию.

В течение года

9.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ

По плану образовательного учреждения

10.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

По плану образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме ЗКР, план работы по формированию ЗКР и конспекты занятий.

План по самообразованию, план работы по формированию ЗКР,и конспекты занятий....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Перспективный план работы самообразовании по теме развития творческого воображения детей старшего возраста в процессе рисования по замыслу

Перспективный план на работы развития творческого воображения детей старшей группы  детского сада "Кэнчээри" в изобразительной деятельности...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...