Мастер-класс для педагогов по теме: «Речь ребёнка в ваших руках».
консультация на тему

Шерстнёва Екатерина Юрьевна

Сегодня я вам расскажу о развитие речи детей посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov_po_razvitiyu_rechi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» г. Лихославль

Мастер-класс для педагогов по теме:

«Речь ребёнка в ваших руках».

Подготовила воспитатель:

 Шерстнёва Е. Ю.

2017 уч. год

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня я вам расскажу о развитие речи детей посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности».

Вообщем поговорим о развитие речи посредством мелкой моторики.

В наше время многие дети плохо говорят. Так педагог Василий Александрович Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Итак, начнем говорить о речи наших ребят. Зачем нам с вами нужна речь? Для чего она нам нужна. Зачем? (для того, чтобы общаться) Замечательно.

А детям для чего она нужна? Зачем? (чтобы хорошо выражать свои желания)

Что будет, если речь нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это ему грозит? (ответы педагогов)

Речь как коммуникативная функция. Она очень важная. Но также для обучения нам важна речь и письменная, и устная.  Если возникают у нас проблемы с речью, что нам делать?  Посредством чего мы сможем развивать речь ребенка. Как раз сегодня мы об этом и поговорим. До 5 лет у ребенка речь должна быть сформирована. До 5 лет звуки нашего родного языка должны быть в норме.

А проблем по развитию речи у наших детей много.

Так для решения проблем с речью очень помогает ежедневная пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхания.

В младшем дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание для развития мелкой моторики? Кто может сказать почему? (Так как речь и моторика взаимосвязаны)

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой - карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

А что такое моторика? (ответы педагогов)

Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной.

Ученые давным-давно доказали, что в коре головного мозга есть два речевых центра.  Центр  Брока и центр Вернике. Центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой; Центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр). Эти оба центры взаимосвязаны и отвечают за восприятие и воспроизведение речи. И все наши речевые процессы находятся в головном мозге. А рядом с этими центрами находится моторный центр. Моторный центр в головном мозге занимают очень большое место. Если мы начинаем стимулировать моторику пальцев рук, то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачивается у нас и все импульсы попадают в речевые зоны. И так или иначе начиная выполнять упражнения с мелкой моторикой с идет развитие нашей речевой зоны. Так одно из упражнений, которые мы выполняем ежедневно – пальчиковая гимнастика. Давайте с вами разомнемся и поиграем в пальчики.

На поляне дом стоит

Но а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик попадаем.

Обратите внимание, я проговариваю медленно, чтобы ребенок успел выполнить движения, затем он подстраивается и проговаривает со мной стишок, сопровождая показ. Даже если ребенок не говорящий, он потихоньку начинает включаться в этот процесс. Начинает издавать отдельные слова, звуки.

Да, следующая у нас игра. Зашли мы в дом, там бабушка сидит.

Бабушка очки надела

У стола, на стул присела

Только книжку развернула

Улыбнулась и уснула.

А дальше, можно пофантазировать и поиграть с пальчиками в другие игры.

Для развития мелкой моторики придумано масса разных игрушек.

Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии.

 Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. О поразительной связи между развитием мелкой моторики и интеллектом сейчас знают все. Фантастика, но это действительно так: чем быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем быстрее начинает говорить, быстрее развивается.

Можно использовать счетные палочки. Основное их предназначение очевидно и понятно, но пока дети маленькие мы используем их несколько иначе. Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение. Из счетных палочек мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы.

 Предложите ребенку «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек совместно с малышом вы можете выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из поросят, что поможет защитить его от волка. Полет вашей фантазии здесь безграничен.

А также в каждом доме есть бигуди мамины: они очень хороши, чтобы покатать их в ладошках, подержать их. Идет раздражение рецепторов наших пальчиков. Импульсы поступают в головной мозг.

У вас есть два маленьких листочка. На ладошки их положим. Ваша задача сделать из двух листочков – два мячика, но так, чтобы руками друг дружку не помогать.

А еще продаются массажные колечки. Может у кого они ость дома. Делаем массаж каждого пальчика.

Это пальчик мамочка.

Этот пальчик дедушка…

Это изобретение японцев. Полезное как взрослым. Так и детям.

Для развития моторики рук используют массажные мячики, вкладыши, пирамидки.

Вот игра с прищепками. Вырезаем из картона солнышко, тучку, дерево и прищепками ребенок делать лучики солнышку, дождик для тучки .

Достаточно сложно, детям орудовать с прищепками.

Когда дома вывешиваете белье, дайте детям закрепить его прищепками.

А также можно с помощью прищепок сделать массаж пальчиков. Можно собрать елочку из прищепок.

А вот наш любимый горох: закапали игрушечку, надо найти ее, раскопать. Сейчас есть кинетический песок и много других игр которые не только стимулируют речевое развитие и тем самым готовим нашу руку к письму. Взяли карандаш в руки: массаж карандашом…сделали вертолет, вытянули руку вперед, расслабили

Раз-два-три-четыре

Раз-два-три-четыре полетели

Вот такие достаточно простые упражнения, которые дают хорошие результаты.

Но проблемы с развитием речи бывают не только с моторикой рук, если ребенок повзрослел, и вы замечаете, что с речью ребенка, что-то не так, тогда надо обращаться к узким специалистам: неврологам, психотерапевтам, психологам, логопедам, дефектологам.

Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: " Здоровье ребёнка в ваших руках" Воспитатель Слащёва Е.Н.

Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности развитые, активные и здоровые. сегодня взрослым важно формировать и поддерживать интер...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями детей с ТНР «Речь ребёнка в ваших руках»

Данный мастер-класс  призван пказать, как можно организовать речевые игры, специально не образуя какого-либо места, вместе с мамой на кухне....

Родительское собрание в старшей группе «Мотылек» Тема: « Речь ребенка в ваших руках». Организация детско-взрослого клуба «До 7 и старше».

Родительское  собрание в форме мастер-класс с игровыми приемами, элементами  социоигровой  и  арт –технологий.   Анкета для родителей -состояние  речевого разв...

Круглый стол для родителей Тема: «Здоровье ребёнка в ваших руках!»

Цель: Показать необходимость здорового образа жизни в семье.Задачи:Пропагандировать здоровый образ жизни.Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.Осознать необходимость заботиться о здоровье своих...

Речь ребёнка в ваших руках

Материалы для родителей...