Родительское собрание в старшей группе «Мотылек» Тема: « Речь ребенка в ваших руках». Организация детско-взрослого клуба «До 7 и старше».
методическая разработка (старшая группа)

Соколова Ирина Васильевна

Родительское  собрание в форме мастер-класс с игровыми приемами, элементами  социоигровой  и  арт –технологий.   Анкета для родителей -состояние  речевого развития   ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobanie-master_klass.docx142.94 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в старшей группе.

Тема: « Речь ребенка в ваших руках».  Организация  детско-взрослого  клуба

«До 7 и старше».

Форма проведения: мастер-класс

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.

Задачи:

1.Расширить представление родителей о речевом развитии детей. Развитие связной грамотной речи.

2.Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Предварительная работа:

Анкеты для родителей.

Пригласительные в  технике «Лего-штамп».

Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет:

 «Речь ребенка в ваших руках».

Видеозапись речевых игр с воспитанниками.

 «Ромашка» для родителей.

Подготовка презентации родительского собрания.

Повестка дня:

1.Вступительное слово воспитателя.

2.Отчет председателя р/к о выполнении решения родительского собрания

от 21.05.2019 г.

3.Особенности   речевого развития дошкольников в старшем возрасте. Представление презентации «Связная речь старших дошкольников (причины нарушения речи, что делать?)

4.Мастер-класс. Показ презентации с игровыми приемами, элементами  социоигровой и  арт –технологии.  Обсуждение.

5. Подведение итогов. Решение родительского собрания.

1.Вступительное слово воспитателя:  Соколова И.В

Добрый вечер, уважаемые родители.  Очень рады видеть Вас  после летнего отдыха в полном составе, и поздравляем Вас  с началом нового учебного года.

Состав родительского комитета остался прежний- перечислить всех членов.

Кто за данную повестку, прошу голосовать.

2.Слово  предоставляется председателю нашего родительского комитета

 Гурской Галине Владимировне

Благодарим  родительский комитет и всех родителей   за помощь и сотрудничество в подготовке группы к началу учебного года.

100% родителей  приняли участие  в выполнении решения род/собрания от 21 мая 2019года.

3.Сообщение темы.

Возраст  5-6 лет  является  очень важным  в  познавательной, интеллектуальной, коммуникативной  и личностной сферах дошкольника.

Речевое развитие является  важным и актуальным.  

Анализируя ваши анкеты можно сделать вывод, что вопрос  развития речи детей для родителей является актуальным и интересным.

По результатам   анкетирования родителей выявили некоторые трудности речевого развития детей.

 Проблемы речевого развития дошкольников:

-Наблюдается нарушение речи, звукопроизношения, не правильное произношение шипящих, сонорных звуков; слоговая структура слова страдает, например переставляет слоги(теперь-петерь. Дыня-тыня),  

заменяет звуки.

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения . У детей пришедших в школу учителя отмечают -малый  словарный запас;

-Неумение  выстраивать высказывание в логической последовательности.

-Отсутствует культура общения(не слушают, не слышат речь, перебивают собеседника,  речь  спонтанная, ситуативная, которая в дальнейшем формирует  дискомфорт, коммуникативные трудности  и барьеры в общении.

    И зачастую родители  не знают  как помочь ребенку, нет времени на игры, придя домой опять же  анализируя анкеты, мы видим, что ребенок или в телефоне, планшете,  у телевизора. Актуальность этой темы рассматривается на Федеральном уровне, с ведением ФГОС работа в ДОУ ведется по следующим направлениям

6-7-8 слайд В содержании   сегодняшнего мастер-класса входят: ответы на интересующие вас вопросы, отразившиеся в анкете, а также и практические игровые приемы, способствующие  в  своевременному, качественному  (это ключевое слово) развитию речи ребенка.

II часть. Мастер-класс «Речь ребенка в ваших руках».

1.  Игра «Приветствие»

Для начала давайте  с вами  поприветствуем  друг друга, представим себя. Предлагаю всем участниками встать в круг. Вы должны назвать  свое имя  и  характеристику  своей личности на тот же звук.  Я начну. Мое имя-Ирина, я- интересная.

   Спасибо, а сейчас  предлагаю разделиться на 3 группы по расчету 1-2-3 и занять соответствующие места.

 2.Упражнение «Ромашка».

 Уважаемые родители, для начала  давайте  с  вами  определим,  для чего ребенку  нужна речь? Вам нужно на лепестках ромашки написать эти  определения , а затем создать целостность  растения. Задача ясна?

 Я вам даю подсказку  словами  К.  Ушинского.

 «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний, активного диалога. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

Затем участники трех подгрупп зачитывают свои определения и создают целостность ромашки. Если где-то есть повторения, то зачитывать не нужно.      Спасибо, уважаемые родители, вы практически назвали все  направления  речевого развития  дошкольника: фонематическая сторона, лексическая, грамматическая, связная речь.

  Задача родителей -помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ  мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т.е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым,  а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).

      Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим.

3.Игры с родителями  на развитие фонематического слуха

Судя по анкетам, приоритетным направление родители считают- обучение грамоте.

 И это также правильно и актуально-ведь строительным материалом является  фонематическое  восприятие,  з.к.р, звуковой анализ слова. Работа над дикцией, интонацией, плавностью изложений.

Фонематическое восприятие-это способность различать звуки, слова, речь. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.

Игра «Угадай звук». Для этого специального времени вам уважаемые родители не понадобится. Звуки можно слушать везде-по дороге, на даче, в лесу, дома и даже на кухне.

Кухня - подходящее место для развития фонематического слуха.

Помешивая ложкой в стакане, закрывая кастрюлю крышкой, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите морковку на тёрке, пошуршите  пакетиками со специями, погремите горохом в стеклянной банке, а ребёнок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.

Предлагаю командам отгадать звуки (запись разных шумовых звуков).

Зачастую  работа по З.к.р- родители считают, что это работа логопеда-поставить звук. Это некоторое  заблуждение- если нет мед/показаний, которые может  определить стоматолог, Лор, обязательно нужно работать с ребенком по данному вопросу:

-ПЕРЕСТАТЬ с ним «сюсюкать». Речь взрослого-это образец для подражания.

-Тренируйте язычок. Проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Чтобы облегчить формирование правильного произношения, стоит начать заниматься. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно можно с опорой на картинки (на столе у родителей), чтобы вырабатываемые у детей

двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, а затем можно сочинять разные сказки про «Веселый язычок».

 Просмотр  видео артикуляционной гимнастики.

Итак, артикуляционный аппарат готов для звукопроизношения.

4. Игровые упражнения по з.к.р

   Игра «Составь меню».

А сейчас мы еще с вами на кухне, и вам предлагаем составить   меню, в составе меню должны содержаться блюда со звуком дня недели. (вторник-В) Задача ясна! Приступайте.

5.Предлагаю вашему вниманию разные игровые упражнения. Вначале  мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.

    Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Произносить звук на выдохе.

15слайд

а)На кухне( используя трубочки-чайник кипит.)

16-17-18 слайд

б) Можно использовать ленту, лента вертикальная- предложить сверху вниз поглаживать ленту и произносить звук «Р», «Ф»…

в)-игровые речевые  поля-едет машина произносить звук «Р». Лепит пчела, комар, ползет змея

г) «Речевочка»-веревочка с узлами «Звук  короткий»-на каждый узелок произносить звук, слог, слово. Можно как фронтально, так и индивидуально.

20слайд

Кроме того, на кухне много материала для обогащения словарного запаса.

6.Обогащение словаря.

а) «Из ДВУХ – ОДНО»-сложные слова. Давайте  научим  составлять из двух слов одно (кофе варит – кофеварка, мясо рубит – мясорубка, кофе мелет – кофемолка,  сок выжимает – соковыжималка.  Слова могут быть и другие.

22слайд

7.Пальчиковые игры.. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» .В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.

23слайд

Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

а)Упражнение  «Смять бумагу»-на обе ладони кладете бумагу (газета),ее необходимо смять одновременно не соприкасаясь ладонями. Трудно!

Затем можно предложить мячики, которые зачастую у вас валяются дома.

б)В данном случае мы предлагаем вам мячики суджок.

командам предложить усложнение-бросить и поймать…

Представьте, что ваш мячик превратился в огромный большой мяч, в воздушный шарик, в пушистого котенка, в большущий арбуз, в горячий блин

!PS/ Слайд: игры используются как фронтально, так и индивидуально. Хорошо показать на собрании фотографии того ребенка, у кого есть такая проблема и родители ее в анкете указали/

24-31слайд

Работа по развитию связной  проводиться  в  разных  формах-это занятия групповые и индивидуальные, праздники и развлечения, театрализованная д-ть «Семейный театр», детские конкурсы, игры-экскурсии,  взаимодействие со специалистами ДОУ, задачи  коммуникативного развития решаются во всех образовательных областях, те происходит интеграция.

Ну как, устали?

ЛОГОРИТМИКА Предлагаю вам уважаемые родители встать и маленько отдохнуть, повторяйте движения за вашими детьми. Песенка «У жирафа».

32 слайд

  8.Детско-родительский клуб  «Песочные фантазии».

Для успешного развития речи ваших детей мы предлагаем вам еще одну форму  взаимодействия- это детско-родительский клуб  «До 7 и старше»,   с применением песочной терапии.

Такая  форма взаимодействия  использовалась  Марией  Монтессори,  Маргарет  Ловенфельд  и  педагогами   учеными.  Клуб «о 7 и старше»- это  спланированная  работа, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.

35-36-37 слайд

  Песок- хорошее режиссерское поле. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом и режиссером.

В нашем клубе вы  будете  комплексно развивать все компоненты связной речи дошкольника.

Давайте познакомимся с некоторыми приемами:

а)  Тактильная игра «Подберите эпитеты к слову песок».

б) Игра «Рисование на песке одновременно двумя руками»,

 «Укрась тарелочку».

в)  Говори и рисуй.

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие –нарисовать их.

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро  мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______.

 Мы с детьми пробовали рассказывать с помощью карточек, ребята заранее заготавливали  карточки в своих рассказах, а затем их-же применяют  в своем последующем словотворчестве. Карточки –это просто уже последовательный план, который определяет структуру сказки или рассказа.

Я просто вам напомню.

Карточек может быть больше, потому, что подбирая и планируя свой рассказ ребята придумывают еще какой-то эпизод и обозначают его также карточкой.  Карточки можно не использовать вообще  если у детей хорошие навыки рассказывания, но из опыта кто-то в группе есть, которому необходима зрительная подсказка.

Видео -рассказы детей.

Ну, вот уважаемые родители, на начальном этапе мы видим, что у наших детей есть некоторые трудности: это и звукопроизношение, это и образная форма речи, последовательность, и творчество. Вам необходимо включиться в процесс и конечно посещать наш клуб «Песочная сказка».

Памятки.

6.Рефлексия

В течение полминуты допишите фразы:

Большой палец – сегодня для меня было интересно…

Указательный — мне было трудно…

Средний — для меня было недостаточно…

Безымянный – моя оценка мастер-класса…

Мизинец – я хочу пожелать…

Проект решения родительского собрания  на тему:

«Речь ребенка в ваших руках».

1.Принять к сведению информацию  воспитателя «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».

Ответственные: родители воспитанников

Срок: постоянно.

2.Проводить  в домашних условиях развивающие  игры и  упражнения способствующие своевременному речевому  развитию ребенка.

Выполнять рекомендации специалистов ДОУ.

Ответственные: родители воспитанников

Срок: постоянно.

3.Принять участие в создании условий для занятий в  детско-родительском  клубе

 «До 7 и старше».

                                                                             Ответственные: родители воспитанников

Срок: 2019-2020 учебный год.

4. Изучать информацию на официальном  сайте образовательного Учреждения.

                                                                           

                                                                          Ответственные: родители воспитанников

Срок: постоянно.

                     

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим вас ответить на следующие вопросы:

1.  Вызывает ли у вас беспокойство состояние  речевого развития  вашего ребенка?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

2.Какие, по – Вашему у ребенка  трудности  в речевом развитии ?  _________________________________________________

_______________________________________________________

________________________________________________________

3.Как часто вы беседуете со своим ребенком?

постоянно;

не часто;

затрудняюсь ответить.

4.Считаете ли вы, что одних бесед достаточно для развития речи

ребенка?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

5.С какими формами работы по развитию у ребенка связной речи

вы хотели бы ознакомиться? (укажите галочкой)

-Развитие фонематического восприятия___________

-Артикуляционная гимнастика____________

- Рассматривание и словесное описание предмета (с помощью взрослого)____________________

-составление рассказа (по картине, из личного опыта)____________

 -пересказ хорошо знакомых литературных произведений_________

-Игровые упражнения по звуковой культуре речи и обучению грамоте__________________________________

6.Какие формы получения нужных сведений вы предпочитаете:

-консультации воспитателей;

-открытые просмотры занятий с детьми;

-совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада;

-чтение специальной литературы;

-клуб для детей и родителей

-что-то другое  (укажите что именно).

-консультации на сайте ДОУ.

Ваши   вопросы_________________________

Благодарим вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Научите ребенка быть добрым»

 Ц        Вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку:  содействовать формированию основ отцовства и материнства в  ходе...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи:·...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Здоровый ребенок – счастливая семья!»

Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье.Предоставить родителям практический материал...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Научите ребенка быть добрым»

Цель: вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку....

Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»

Родительское собрание – посиделки «В горнице»  Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...