Семинар для педагогов "Осваиваем ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Полуян Елена Валентиновна
Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); наметить способы их решения и выработать стратегию дальнейшего внедрения ФГОС в работу нашего учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Осваиваем ФГОС ДО»

Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); наметить способы их решения и выработать стратегию дальнейшего внедрения ФГОС в работу нашего учреждения.

Слайд 2

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).

В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.

Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

Слайд 3

Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.

Это документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Слайд 4

Кроме того, при разработке стандарта учтены - особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и возможности освоения ребёнком основной образовательной программы (далее – Программы) на разных этапах её реализации.

Слайд 5

Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены, и проект был доработан, внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. И Приказ Министерства образования и науки РФ за номером №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу с 1 января 2014 года.

Но это не означает, что с 1 января все детские сады стали сразу работать по-новому. Для этого необходима большая подготовка. На внедрение ФГОС отведено 2 года (с 1.01.2014 по 31.12.2015). А Асмолов в вебсименаре сказал, что даже 3 года. За это время разработают и отредактируют все имеющиеся примерные основные общеобразовательные программы, напишут новые методички по ФГОС, напишут новые рекомендации по составлению планов и программ, разработают базовые требования к ППРС, которая соответствовала бы ФГОС, будет апробация, внедрение, будет организованна работа экспериментальных площадок, обучающих курсов для работников образования.

Понимаете, в самом стандарте, мы не найдем ответов на вопросы, что педагогу делать утром, днем и вечером.

Слайд 6

Стандарт определяет 3 группы требований:

1. К структуре основной образовательной программы.

2. Стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым).

3. Требования к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Слайд 7

Рассмотрим эти 3 группы требований более детально. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Здесь я постараюсь раскрыть те требования, которые касаются непосредственно педагогов. Относительно данной группы требований, я хочу отметить, что госстандарт меняет понимание сущности термина ОП. Когда звучит слово программа, вы и я, автоматически подразумеваем под этим словом что – это программа воспитания и …. А ФГОС определяет основную образовательную программу (ООП) как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка».

Такую основную образовательную программы организация должна будет разрабатывать сама самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Кроме того, педагоги групп могут разработать и реализовывать свою программу.

Индивидуализация развития будет проявляться и в наборе парциальных программ, реализуемых в ДОО.

Что касается примерных программ. Примерная программа – это учебно-методический документ. Существующие программы дошкольного образования (какие) будут пересмотрены, будет проведена их экспертиза, появятся новые программы. Федеральный реестр – это государственная информационная система (портал).

В этих программах авторы должны будут прописать примерные вариативные сетки занятий (или как они будут называться); предложить парциальные программы, методическое обеспечение.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание – это содержание программы.

Слайд 8

В пункте 2.6 ФГОС ДО прописано, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка. Что лишний раз подтверждает, что стандарт ДО - это стандарт развития личности.

В стандарте не прописано конкретное содержание указанных образовательных областей. Лишь сказано, что содержание зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности.

А какие это виды? (игровая деятельность, чтение (восприятие), коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая деятельность, в том числе и самообслуживание).

Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

В стандарте ни слова не сказано про занятия, ни то, как они будут называться, будут ли они вообще? Это остается открытым вопросом.

Но познание никто не убирает, потому что в стандарте прописаны и целевые ориентиры к освоению содержания программы.

В целом, по этим образовательным областям, предлагаемым ФГОС ДО, мы будем работать в рамках следующего семинара. И там, более подробно остановимся на всех вопросах, связанных с содержанием, с формами работы по реализации данных областей в течение дня.

Слайд 9

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Это требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Слайд 10

Эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, на фоне эмоционального благополучия детей и их положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям.

Слайд 11

Кроме перечисленных условий, стандарт прописывает и то, что в организации должны быть созданы и условия для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же для диагностики и коррекции нарушений их развития, социальной адаптации детей с ОВЗ, и оказания ранней коррекционной помощи.

В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей;

3) для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Стандарт меняет отношение и к мониторингу – мы привыкли воспринимать мониторинг как способ выявления ЗУН ребенка, то есть мы привыкли оценивать ребёнка по тем или иным критериям. А стандарт нам говорит о том, что нужно не оценивать, а ценить ребенка. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, наверное, будут разрабатывать, и вводиться нормативные карты наблюдения за развитием ребенка. В рамках одного из вебсеминаров, Александр Григорьевич говорил о том, что концепции стандарта не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника. Что тоже находит отражение в стандарте.

Далее рассмотрим требования к предметно развивающей среде.

Слайд 12

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Целесообразно ли пояснять эти понятия? Да, название говорит само за себя.

Слайд 13

Требования к кадровым условиям реализации Программы.

В стандарте сказано, что педагог должен обладать рядом компетенций, необходимыми для создания таких условий развития детей как:

1) Обеспечение эмоционального благополучия детей.

2) Поддержку их индивидуальности и инициативы.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

3) Установление правил взаимодействия детей в разных ситуациях.

4) Построение вариативного развивающего образования.

5) Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.

Однако сами компетенции в стандарте не прописаны. Они прописаны в другом стандарте, а именно в профессиональном стандарте педагога. Полномасштабно этот стандарт будет внедрен к сентябрю 2014 года. Сейчас он находится на первой ступени внедрения и апробирования. Т. е. может изменяться и дополняться, с учетом специфики работы образовательных учреждений и региональным компонентом.

С ним, и с компетенциями воспитателя мы познакомимся в рамках другого семинара.

Относительно данной группы требований можно отметить и тот факт, что если сад организует группы для детей с ОВЗ, при включении таких детей в Группу, то к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт говорит о том, что в организации должно быть достаточно средств, предусматривающих

- расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;

- расходы, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

- расходы на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 14

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Слайд 15

ЦО – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Почему ввели понятие «целевые ориентиры»? Раньше мы оперировали понятием «уровень освоения программы», сейчас Стандарт нам говорит о том, что это не правомерно в силу:

- специфики дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность,

- системных особенности дошкольного образования (На основании нового «Закона об образовании», ДО хоть и является первой ступенью образования, но не обязательной. Кроме того, ФГОС накладывает директиву на возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат).

Все это в совокупности и делает неправомерным требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определять результаты освоения программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры – это просто ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не могут служить непосредственным основанием при решении таких управленческих задач, как:

аттестация педагогических кадров;

оценка качества образования;

оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,

на распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Возникает вопрос – а для чего они нужны?

Для того, что общественность в широком смысле этого слова (и родители, и учителя, и воспитатели, и руководящий состав ДОУ) понимала суть и цели ДО, единые для всех субъектов РФ.

Для того, что бы выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

А также ЦО нужны при формировании Программы, для самоанализа педагога, для исследователей, авторов программ.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Портрет ребенка, такого, какого его видят разработчики ФГОС, выглядит следующим образом.

Слайд 16

Согласно стандарту образ выпускника – это ребенок с развитыми универсальными познавательными действиями, с набором личностных установок, доверяющий миру.

И обладает следующими личностными и социальными характеристиками.

Слайд 17, 18

Важно также отметить, что в Стандарте наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития.

В стандарте нет никаких нормативов развития ребенка, обязанных к исполнению, есть только целевые ориентиры, к которым нужно стремиться.

Вот такие три группы требований предъявляет ФГОС. Но как я уже сказала, мы сейчас находимся в промежуточном периоде.

Соответственно в этот период, необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС дошкольного образования, но и работа со всеми участниками педагогического процесса, а именно с теми, кто будет его реализовывать – с педагогами, и с родителями – с клиентами.

А теперь представьте, вы организуете родительское собрание, на котором сообщаете родителям суть ФГОС. А какая суть? Кто внимательно слушал?

Как вы думает, какой первый вопрос они вам задут?

Журналисты на многих пресс конференциях задавали этот же вопрос директору Федерального института развития образования Александру Григорьевичу Асмолову. И я хочу его процитировать:

Слайд 19

«Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Эта мысль проходит просто красной линией в стандарте ДО.

На конференции, которая проходила 31 октября по 2 ноября в Москве, А. Г. Говорит о том, что стандарт призван поменять философию людей, некие мировоззренческие взгляды. Вот смотрите, общество считает, что цель дошкольного детства это достойная подготовка к школе, цель школы – подготовка к институту, институт готовит к работе, работая, мы готовимся к пенсии, а на пенсии мы готовимся к смерти. Получается следующая логика – детство готовиться к смерти. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Ну и что греха таить, мы тоже всегда были ориентированы на то, что бы показать общественности (родителям, ближайшему соц. окружению, школе, что дети, которые выходят из стен «….» обладают большим количеством ЗУН.

А стандарт призван поменять философию, не только клиентов, но и нас с вами, в первую очередь. Я честно скажу, подробно изучая государственный стандарт, мое субъективное мнение по его поводу полярно менялось раз 6. Потому что я не только теоретик, но и активный практик. В конце – концов, я пришла к выводу, что ключевые идеи ФГОС мне близки. Что же это за идеи? Отвечая на этот вопрос, я вновь позволю себе цитировать Александра Григорьевича.

Слайд 20

Поэтому, ключевая формула ДО – это детство ради детства. Формула подчеркивает самоценный статус детства.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, к миру природы, к общению, а не обучение ребенка письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру, через общение и познавательно – исследовательскую деятельность. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

Когда же его спросили о существующем тестировании в школах, он ответил следующее: «нельзя оценивать подготовку ребенка (к чему бы то ни было, даже к школе) и проводить аттестацию детей или педагогов. Массовых проверок детей не должно быть, как бы они ни назывались: собеседование, экзамен, тестирование или аттестация. Могут проводиться исследования – с согласия родителей и в рамках конкретных программ, но не контроль».

Слайд 21

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОО как институту социализации.

Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает малыша. Даже дворнику дяде Ване надо понять, что он тоже часть МИРА ДЕТСТВА.

Слайд 22, 23

В заключение проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала я хотела бы вам рассказать небольшую притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. И сыновья, которые приехали в дом отца, не нашли ни какого наследства, только сундук с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Я вам предлагаю представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.

Итак, у нас образовано шесть групп:

- Участников с белой шляпой, мы просим коротко, лаконично сообщить то, что они знают о ФГОС - только факты.

Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия, суть ФГОС

- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на ФГОС. Какие могут возникнуть риски, проблемы при переходе на ФГОС? В чем вы видите недостатки ФГОС?

- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма. Каковы преимущества ФГОС? Что позитивного вы видите в ФГОС.

- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи перехода на ФГОС.

- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

Слайд 24

Закончить мне хотелось бы словами одного мудрого педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Политика российского государства сегодня такова, что интересы ребенка дошкольника, его право на игру, находятся в приоритете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов - ФГОС -

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  - Федералные Государственные Образовательные  СтандартыПамятка для педагогов  - ФГОС-...

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»...

Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"

Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....

Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в...

Семинар .Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду.

Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду....