памятка для родителей "Речевой развитие"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лукина Ирина Викторовна

памятка для родителей "Речевое развитие" актуальна  для ознакомления родителей с основнми приёмами  развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rechevoe_razvitie.docx63.04 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Чтение без принуждения» http://golossarova.ru/wp-content/uploads/work-family-balance.jpg

 «Люди перестают мыслить,

когда перестают читать»

Д. Дидро

Настоящими Читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в дошкольном возрасте. По мнению психологов, привить любовь к чтению возможно только до 9 лет. Позже, когда в школе чтение превратится в «обязаловку», сделать это будет очень трудно. Поэтому ребёнка надо не просто учить читать, а воспитывать у него желание читать, желание познавать новое через общение с книгой.

10 советов о том, как привить ребёнку любовь к чтению.

1. Формируйте привычку.

Читайте малышу каждый день. Просто так. Чтение ради чтения. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение, но делайте это ОБЯЗАТЕЛЬНО! Рекомендуется чтение книг ребёнку обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта как с мамой, так и с папой.

2. Читайте ребёнку перед сном.

Известно, что мозг, особенно воображение ребёнка, развивается не только днём, но и ночью. Читайте ему добрые сказки или истории на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовлетворение. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при положительном настрое и приносить максимальное удовольствие.

3. Каждому возрасту – своя литература.

Даже разница в два года от 5 до 7 лет – это целая пропасть в развитии. Поэтому литература для пятилеток и семилеток разная. Чтобы не гадать, что почитать ребёнку, советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста. Хрестоматия позволяет грамотно знакомить детей не только с произведениями, соответствующими возрасту, но и с разными жанрами литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы и т. д., разной тематикой (о природе, о животных, о детях, о труде и т. д.)

4. Собирайте детскую библиотеку.

Отталкиваясь от хрестоматии, собирайте дома детскую библиотеку, покупая сборники тех авторов, чьи произведения в ней представлены. Это даст возможность «начитывать» автора, что в свою очередь формирует задатки литературного вкуса.

По одному произведению нельзя сказать, как относишься к творчеству писателя или поэта, а вот по десяти уже можно.

5. Покупайте книги вместе.

Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц, и дайте ребёнку возможность иногда выбирать книги самостоятельно.

6. Запишитесь в библиотеку.

Запишитесь с ребёнком в библиотеку до того, как он пойдёт в школу. Там совершенно особенная атмосфера. Конечно, любую книгу сейчас можно купить, но согласитесь, взять почитать её на несколько дней, потому что другие ребята ждут и тоже хотят прочесть её, гораздо «педагогичнее».

В детских библиотеках к тому же часто проводятся вечера книги, встречи с писателями. И чем раньше ребёнок столкнётся с этим чудесным миром, тем раньше у него начнёт формироваться читательская культура.

7. Беседуйте во время чтения.

Во время чтения старайтесь не только «снабжать» ребёнка информацией, но и «обрабатывать» её. После прочтения определённого абзаца, останавливайтесь и анализируйте его смысл, задавая ребёнку вопросы по содержанию. Если ребёнок сам задаёт вопросы, то на них надо обязательно ответить. Важно, чтобы малыш

до конца понимал смысл прочитанного.

8. Чтение с продолжением.

В период от 5 до 7 лет ребёнок должен научиться «чтению с продолжением», т. е. вы начинаете читать ребёнку большие книги, разбитые на главы. В день по главе. И прежде, чем начать новую, вспоминаем вместе: на чём остановились. Предвкушение продолжения пробуждает у маленького читателя интерес, затягивает.

9. Подавайте личный пример.

Читайте сами: «про себя» или вслух, у ребёнка на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

10. Книга – лучший подарок?

Говорят, книга – лучший подарок. Это, конечно, так, но только не для дошкольника. Для него лучший подарок – игрушка. Недопонимая этого, мы невольно способствуем тому, что книга, которую малыш находит под ёлкой на Новый год, встречается разочарованным вздохом. То же касается и дня рождения. Дело в том, что книга – лучший подарок для того, кто уже любит читать. Наша задача – привить эту любовь дошкольнику ненавязчиво, а не отбить её из лучших побуждений. Конечно, книги дарить нужно, но не по праздникам. Просто так: «Сегодня мне захотелось тебя порадовать и я купила тебе эту книгу»

Как здорово, если в семье есть книга, которая передавалась из поколения в поколение. «Бабушка читала её мне, когда я была маленькой, я читаю её тебе, а ты обязательно прочтёшь её своему малышу». Так книга становится близким другом.

                                           Учимся читать без принуждения

В  5 -6 лет ребёнок начинает складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным? Конечно, через игру!

* Во время игр с малышом или в повседневной жизни создавайте ситуации, в которых ему необходимо будет что-либо прочитать или написать:

- меню обеда для кукол в игре «Кафе»;

- названия продуктов или вещей в игре «Магазин»;

- расписание уроков в игре «Школа»;

- названия книг в игре «Библиотека»;

- список покупок для совместного похода в магазин;

- режим дня на выходной день и т. д.

*Почаще пишите ребёнку записки (печатными буквами). Сначала короткие и простые (Молодец; Доброе утро и т. д., позже эти записки могут быть с сюрпризом или с развивающими заданиями (Найди конфету на балконе; Отгадай загадку; Повтори скороговорку и т. д.)

* Очень интересно вместе «писать письма» на компьютере. Сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку. Пишите «письма» сказочным героям, приглашения и поздравления родственникам, сочиняйте сказки и т. д.

*Дети обожают секреты. Поиграйте в игру «Поиски сокровищ» Приготовьте и спрячьте заранее в разных местах записочки с короткими загадками и заданиями. В результате поиска и самостоятельного прочтения всех записок найдётся маленький приз. Можно усложнить эту игру, написав на обороте записок буквы. Когда будут найдены все записки, из этих букв надо сложить слово, которое подскажет, где искать приз (например,ТУМБОЧКА)

* Игра «Надписи»

Напишите названия предметов, которые вас окружают, и приклейте (разложите) к соответствующим предметам, т. е. на стол следует приклеить слово «Стол», на книгу «Книга» и. т. д. Пусть ребёнок выйдет в другую комнату, а вы поменяйте надписи местами («ветер перепутал надписи», ребёнку предстоит прочитать надписи и расклеить их правильно. Так же можно играть и с картинками, находя соответствие между картинкой и надписью.

* Не заставляйте ребёнка читать книги самостоятельно, пока он полностью не освоит «технику чтения». Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребёнок должен взять сам!  Если вы читали ему много и часто, то будьте уверены, он сделает это. Произойдёт такое важное событие где-то между семью и восемью годами (если не раньше, как только ребёнок перестанет сосредотачиваться на технической стороне чтения. Когда вы почувствуете, что это время наступило, можно провоцировать ситуации, которые подтолкнут ребёнка к самостоятельному чтению книги. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг вспоминайте о необходимости  срочно, приготовить ужин, постирать бельё и т. д. Книгу, естественно, оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребёнок сам потянется к ней, чтобы узнать, что там дальше. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор не дочитал её. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Ребёнок должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам.  И поэтому МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики"

Данный материал подскажет родителям, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук...

Памятка для родителей "Развитие любознательности у детей 5-6 лет".

Памятка для родителей "Развитие любознательности у детей 5-6 лет"....

Памятка для родителей. Развитие речи детей 3-4 лет.

В памятке собраны различные игры для развития речи детей 3-4 лет, чистоговорки, потешки, пальчиковые игры. Памятка выполнена в форме брошюры (можно использовать как раздаточный материал для родителей ...

Памятка для родителей "Развитие сенсорики"

Данная памятка поможет родителям в   формировании   у ребёнка  процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и  явлениях окружающего мира...

Памятка для родителей "Развитие речи вашего ребёнка"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучен...

Памятка для родителей: "Развитие речи детей младшей группы".

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни...

Памятка для воспитателей "Развитие интереса и любви к книге"

Перечисляются формы работы по приобщению детей к чтению, требования к оформлению уголка книги, методические требования,формы использования художественных текстов в воспитательной работе, методика орга...