Куклы-персонажи алтайских сказок, легенд, героических сказаний – замечательное наследие этнопедагогики.
статья по теме

Яшева Любовь Михайловна

Статья о роли народных кукол, как о замечательном наследии народной педагогики, которые с успехом могут и должны служить воспитательным задачам современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_-_personazhi_narodnyh_skazok.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Куклы-персонажи алтайских сказок, легенд, героических сказаний –                 замечательное наследие этнопедагогики.

Как известно, у дошкольников неустойчивое внимание. Удержание его требует от воспитателя поиска новых приемов и методов, практических наработок. И практика работы в детском саду доказала необходимость использования как можно большего количества приемов развития зрительного восприятия.

Например, в детском саду дети знакомятся с фольклором и при этом обычно в основном в качестве дидактического материала используются картинки-иллюстрации, но для полного привития и приобщения их к поэтическому слову высока и неоценима роль народных кукол, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правда и лжи и т д.

Говоря об этих куклах, необходимо подчеркнуть, что каждая кукла имеет свое «лицо», неповторимую индивидуальность. Воспитатели и дети проявили особый интерес сшитым родителями к куклам-персонажам алтайских сказок, легенд, героических сказаний. Эти куклы оказывают нам, воспитателям, неоценимую помощь на мероприятиях по всему спектру учебно-воспитательной работы, при помощи кукол можно проводить различные виды и типы занятий, народные игры, утренники, развлечения и праздники. Используя эти куклы, прививаем правила этикета и эстетики и т д.

Диалоги, реплики, попевки и поговорки персонажей алтайских сказок Тастаракай, Караты-Каан, Ырысту, Торко-Чачак, Jелбеген, Эрлик-Бий… способствуют  развитию речи, выразительности произношений звуков. Также повышается эмоциональный интеллект ребенка. Ребенок иногда не может рассказать о своих проблемах взрослым, а в процессе игры или диалога с куклой он раскрывается, появляются навыки общения.

Куклы, как часть декоративно-прикладного искусства, неразрывно связаны с фольклором. Как известно, фольклор не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства, а детский фольклор в особенности. В сказках русского народа есть свой «Колобок», у алтайцев «Теертпек»; у русских своя Баба-Яга, у алтайцев «Куртуйак эмеген», и таких примеров множество. Но эти совпадения обусловлены общностью исторических и жизненных ситуаций, сохраняя при этом национальный колорит. С помощью этих кукол приобщаем детей не только к истокам национальных, но и других культур.

Мы гордимся тем, что родители наших воспитанников самые активные участники педагогического процесса. Так, в январе этого года они приняли участие в проекте «Парад снеговиков», кукол было выставлено больше сорока самых различных кукол-снеговиков из разных материалов. Здесь были снеговики «Кудагай», «Алтынай», «Гость из Улагана», «Мы на празднике Чага-Байрам», «Моя семья», «Домовенок Кузя»…  Родители с детьми защищали свои проекты, были настоящие театрализованные постановки.

Широк и богат диапазон возможностей этих кукол на таких праздниках, как познавательное, художественно-музыкальные, экологические, физкультурно-оздоровительные, речевые и итд.

Таким образом, народные куклы - замечательное наследие народной педагогики, которые с успехом могут и должны служить воспитательным задачам современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукла – персонаж развивающей образовательной среды

Кукла – персонаж  развивающей образовательной среды«Знаюшка»Описание: Мягкая игрушка, изготовленная своими руками, сарафан куклы сшит  в русском  народном стиле. Ткань – цветной с...

Кукла – персонаж развивающей образовательной среды "Веселинка"

Кукла – персонаж  развивающей образовательной среды«Веселинка»Описание: Мягкая игрушка, изготовленная своими руками, комбинезон куклы сшит из разных  видов разноцветной ткани, на который наш...

«Лучшая кукла – персонаж развивающей образовательной среды» Саша и Маша

Дидактическая кукла для детей младшего дошкольного возраста...

Легенды и мифы Алтайского края

Мифы и легенды. Они окружают нас везде: мы встречаем их отголоски или прямые цитаты в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, в театре и даже в ре...

Проект "Привлечение родителей к формированию интереса к коми легендам и сказаниям"

В 2020-2021 году мы с коллегами решили поработать над огромным проектом длинною в учебный год "Привлечение родителей к формированию интереса к коми легендам и сказаниям". Так как наша Респуб...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В ЛЕГЕНДАХ, ПРЕДАНИЯХ, СКАЗАНИЯХ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА  У  ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В ЛЕГЕНДАХ, ПРЕДАНИЯХ, ...