Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГОС
методическая разработка на тему

Олохова Ирина Леонидовна

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. 
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_letom.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГОС

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. 
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 
Так, в преддверии 
летнего периода в  дошкольном образовательном учреждении необходимо провести соответствующие подготовительные мероприятия, а именно:

  • откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в пищеблоке – график выдачи  пищи);
  • пересмотреть расписание непосредственно образовательной деятельности, включив в нее двигательный, музыкальный и художественный виды деятельности;
  • разработать совместно с медицинским персоналом систему закаливания, учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;
  • составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
    Согласно 
    СанПиН 2.4.1.2660-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях",  утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. 20.12.2010), в дни каникул и в летний период не рекомендуется проводить непосредственно образовательную деятельность. Больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям
    В летний период увеличивается продолжительность 
    прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.  С учетом данных требований при планировании  работы с воспитанниками в летний период педагогам следует принимать во внимание основные положения федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГОС),

Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. 

В 
планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.  Для оказания эффективной методической помощи педагогам старший воспитатель организует выставку в методическом кабинете, посвященную работе в летний период, подбирает литературу и конспекты непосредственно образовательной деятельности эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В ходе консультации он знакомит педагогов с задачами и планом летней оздоровительной работы, намечает общие мероприятия, дает рекомендации по организации работы в разновозрастной группе, оказывает помощь воспитателям в составлении плана воспитательно-образовательной  работы на летние месяцы. 
Кроме того, с воспитателями проводится 
инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Так, перед тем как вывести воспитанников на прогулку, они обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды (небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д.), тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. 
Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На спортивных и игровых площадках обеспечиваются: 

  • закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания);
  • развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
  • воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности).

.В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения
В 
Международный день защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня,. в дошкольных учреждениях по традиции проводится летний спортивный праздник. В этом году выпадает на выходной день и поэтому будет проведен 2 июня. Физкультурный досуг рекомендуется организовывать еженедельно ("Игры народов мира", "Если хочешь быть здоров – закаляйся", "Наши спортивные успехи" и др.). 


Лето – благоприятный период для реализации программных задач по 
ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования. 

Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных  обстоятельствах: 

  • "Как беречь здоровье летом?";
  • "Как предупредить простуду?";
  • "Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?";
  • "Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";
  • "Как надо вести себя у воды, в лесу?" и т. д.

Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных предметов и проборов", "Служба 01"; прочитать книжки по данной тематике (С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г.М. Цыферов "Жил на свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения. На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами и т. д. 

В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумаго пластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). 

Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности  может быть разнообразной, например:

 

  • аппликации на темы "Во поле береза стояла", "Дары леса", "Жуки и бабочки";
  • оригами на тему "Цветы и птицы родного края";
  • рисование на темы "Лето в поле и лесу", "Мой город летом", "Транспорт";
  • лепка на тему "Ягодное царство";
  • изготовление знаков "Береги природу" и т. д.


Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают  благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек,  скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно  быть уделено

чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. 
Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде. 
Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др. 
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации. Итоги летней оздоровительной работы подводятся на педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки поделок, выполненные детьми с  воспитателями и родителями из природного материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы в летний период

Нам всегда хочется, что бы лето было не только теплым и солнечным, но и интересным для детей и педагогов. Предлагаю вашему вниманию план воспитательно-образовательной работы в летний период, надеюсь, ...

Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГТ

Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов....

Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы в летний период

Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы в летний период...

Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГОС

Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГОС...

«Здоровьесберегающая технология – как эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный период»

Презентация  на тему : "Здоровьесберегающая технология – как эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный период".Здоровье -это...

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"...

Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО

Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО...