Тема: «Деятельностный подход в развитии познавательной сферы дошкольников».
учебно-методический материал на тему
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход к каждому ребенку...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_v_68_ds._novikovoa_n.v.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деятельностный подход в развитии познавательной сферы дошкольников».
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования имеет следующую суть: развитие и воспитание личностных качеств, которые в полной мере отвечают запросам информационной среды, современной экономики, на базе толерантности, уважения к представителям других национальностей; системно-деятельностный подход основа ФГОС ДОУ рассматривает как переход в образовательной среде к стратегии социального конструирования и проектирования на базе содержания и методик образования, обеспечение индивидуальности, познавательной активности и личного развития воспитанников; решающая роль отводится способам организации деятельности, а также вариантам достижения социального, личностного, познавательного совершенствования детей старшего дошкольного возраста.
Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
В процессе реализации этой технологии ребёнок не получает знания в готовом виде от взрослого, а добывает их самостоятельно, хочу обратить ваше внимание, что в этом и заключается сущность технологии деятельностного подхода, который способствует повышению уровня обученности, воспитанию положительного отношения к интеллектуальному труду, формирует умение организовать свою деятельность и последовательно добиваться своей цели.
Деятельностный подход - это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.
Деятельностный подход к образованию предполагает
- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);
- наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться.
Например, Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Так, организуя с детьми образовательную деятельность по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте, использовала сюжетно-ролевую игру «Город Будущего». Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности развиваются важные психические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, воображение и др.), конструкторские способности. Поэтому одним из важных условий обновления форм организации образовательной деятельности, является использование ЛЕГО-технологий и внедрение деревянных конструкторов, состоящих из простых деталей.
Организуя образовательную деятельность таким образом, чтобы на каждом этапе ребенок знал для чего он это делает.
- Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)
- Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.
- Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д.).
- Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.)
- Целевая установка.
- Организовать специальную ситуацию (будем проектировщиками)
- заранее о чем-то договориться с коллегами.
- Мотивирование к деятельности.
а). Во время целевой прогулки (рассматривание иллюстраций).
- – Ребята, обратите внимание на необычные постройки домов по дороге из детского сада (вместе с педагогом, по дороге домой с родителями и т.д.) мне это очень нужно, чтобы завтра вам рассказать что-то интересное.
- Дети заинтересованы: «Что рассказать?»
б). Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».
- Проектирование решений проблемной ситуации.
- Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.
- В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
(материал из видео, когда строят город)
- Выполнение действий.
- Анализ результатов деятельности.
- Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.
- Признаки различных моделей организации образовательного процесса.
- Подведение итогов.
Использование таких конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Данный вид деятельности обеспечивает мотивирование воспитанников на выбор строительных профессий, востребованных на муниципальном рынке труда.
Таким образом, в процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у детей качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения адаптироваться в социуме.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому игровая деятельность– это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников:
1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
5. Играйте с детьми каждый день.
6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …».
7. Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"
Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников".
материал для воспитателей,как надо развивать воспитание чувств...
Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников
Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством для познавательной сферы развития личности де...
Методическая разработка: "«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление с природой".
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В.Сухомлинский: «Годы детства – пр...
Мастер-класс "Игры на развитие познавательной сферы дошкольников"
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее актуальными. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения дошкольников. Использование игровых те...
Игротека по развитию познавательной сферы дошкольников
Комплекс ирг направленных на развитие и коррекцию познавательной сферы дошкольников. Игры оформлены в формате памяток....