Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Аристова Рахима Салаватовна

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_poznavatelnoy_sfery_doshkolnikov.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ВОЗРАСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ


Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей ,но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его.
«Возраст почемучек » является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребёнок задаёт огромное количество вопросов, исследует всё новые области и находит применение вещам. И здесь ребёнка надо поддержать, развивая желание делать всё новые и новые открытия. Маленький человечек вовлечен в поиск, так как он по своей природе является открывателем нового.
Доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность-главный мотив исследовательского поведения.
Опираясь на требования к содержанию образования, предоставленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. В основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процесса «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.
Познавательная активность – это:
- личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина);
- состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);
- психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.И. Вилькеев);
- умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата; повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамов).
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех психических процессов.
Мышление дошкольника, также как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста еще сложно выделить существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. Систематизация работы по детскому экспериментированию способствует росту интереса детей подготовительной группы к экспериментальной деятельности на 27%, а также отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей во всех возрастных группах. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это, в первую очередь, выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному, от образного к образно-схематическому и, наконец, логическому мышлению.
Развитие мышления ребенка тесно связано с речью. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Только на следующем этапе развития, в старшем дошкольном возрасте, ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Наличие наглядного материала увеличивает продуктивность запоминания.
В связи с важностью деятельного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности образуется и оснащается «детская лаборатория», где проводятся контрольно-диагностические занятия, уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.
Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследовательского поведения. В воспитательном плане необходимо учитывать, что нереализованная исследовательская активность ребенка может найти выход в деструктивной деятельности.
Развитие и закрепление навыков исследовательского поиска дает положительные результаты. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями развития и познания. Ребенок накапливает знания о себе самом, об окружающем его мире. Как важно нам, взрослым, помочь им реализовать их.
Список используемой литературы:
1. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет (из опыта работы); Изд-во: Учитель, 2008, с. 130 // С.И. Глаба «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»;
2. Ж-л «Ребенок в детском саду», 2002, № 1 // Смирнова М.В. «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»;
3. Ж-л «Семья и школа», 1985, № 10 // Годовикова Д. «Как измерить детскую любознательность?»;
4. Ж-л «Дошкольное воспитание», 1986, № 1 // Годовикова Д. «Формирование познавательной активности»;
5. Глевицкая В.С. «Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 города Ейска муниципального образования Ейский район

Развитие познавательной сферы дошкольников:

возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Воспитатель: Аристова Р.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников"

В консультации предложены задания, которые помогают воспитателю в организации детских исследований....

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы ребёнка. Игры для детей 6 – 7 лет»

laquo;Как добраться до цели?» (развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения) взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников"

Развитие познавательной активности в резельтате экспериментировния...

Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...