Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."
консультация (подготовительная группа)

Черникова Татьяна Владимировна

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельности - игра, насыщенная переживаниями. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя

в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87»  г. Воронеж

музыкальный руководитель Черникова Т. В.

 

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности детей. С помощью эмоций ребенок сигнализирует взрослым о своем самочувствии, желаниях, нуждах, это происходит в процессе общения. Чтобы быть успешными в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с окружающими, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

            В ходе развития эмоциональной сферы дошкольника отмечают следующие особенности:

В процессе роста ребенка намечается отчетливая тенденция к преодолению импульсивности поведения.

Постепенно вместе с эмоциями, которые носят лишь ситуативный характер, возникают эмоции, имеющие уже более стойкий характер.

В изменении эмоциональной сферы ребенка существенное место занимает усиление регулирующих моментов в переживании и выражении эмоций.

Эмоции человека общественны по своей природе, возникают благодаря определенным условиям жизни и воспитания в обществе.

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельности - игра, насыщенная переживаниями. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», - писал психолог Б.М.Теплов. Поэтому мы считаем необходимым объединить усилия музыкального руководителя и педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы дошкольников. В своей работе мы используем следующие формы взаимодействия: взаимообмен данными диагностических исследований, планирование совместной деятельности, проведение тематической, интегрированной образовательной деятельности с детьми, анализ и перспективное планирование дальнейшей работы.

Перед собой мы ставим задачи по развитию эмоциональности детей 4-7 лет:

Познакомить детей с основными эмоциями, учить их распознаванию и выражению.

Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний.

         Знакомить дошкольников с эффективными способами организации игрового взаимодействия.

Стимулировать творческое самовыражение детей и обогащение репертуара телесных ощущений.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект; мышление, внимание, наблюдательность, память, связную речь.

Совершенствовать эмоциональную выразительность, отзывчивость в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.

В ходе развивающего взаимодействия мы используем разнообразные  методы и приемы:

  • игротерапия (игры-приветствия; сюжетно-ролевые игры; коммуникативные игры и упражнения; словесные игры; дидактические игры);
  • психогимнастика (игры и упражнения на выражение эмоций, пантомимические этюды);
  • телесноориентированные техники (подвижные игры; психомышечная тренировка);
  • сказкотерапия, игры-драматизации;
  • арттерапия (слушание музыки; рисование; ритмопластика; танец; музыкально-ритмические движения);
  • релаксационные методы (нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники).

Главная задача музыкального руководителя и педагога-психолога при разработке совместной образовательной деятельности, по нашему мнению, это использование игровых ситуаций, двигательных упражнений и игр с музыкальным сопровождением, которые способствуют созданию психологического комфорта, атмосферы взаимопонимания, теплоты, конструктивного взаимодействия педагогов и воспитанников. Дошкольники отвлекаются от переживаний, повышается их настроение, возникает интерес и желание играть, петь, танцевать вместе с другими детьми. Игра позволяет развивать все стороны психики ребенка, помогает преодолеть робость, застенчивость, воспитывать волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение управлять своими движениями.

Полученные детьми знания помогают закрепить наглядные пособия: фотографии, рисунки, схемы, символы, графические изображения и игрушки, которые мы активно используем в своей работе. Нами создана серия дидактических игр по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «Пиктограммы», «Угадай эмоцию», «Узнай настроение гнома», «Какое настроение?» - для закрепления узнавания основных эмоций, «Цветы эмоций» - для закрепления умения соотносить эмоцию и цвет, «Полумаски», «Язык эмоций» - для развития умения изображать основные эмоции, «Пойми меня» - для закрепления понимания эмоций по пантомимике.

Привлечение детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику, обучение пониманию и сопереживанию эмоциям окружающих, обогащает внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка, становится фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры детей.

                                                     Литература:

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.
  2. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко.
  3. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия./ Автор-составитель Е.В. Михеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников

Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других лю...

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....