Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников
статья (старшая группа)

Воганова Светлана Петровна

Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям, чтобы раскрыть способности эмоционального опыта ребенка, предоставить возможность судить о его навыках общения и умений понимать эмоциональное состояние других людей.

Игра-драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  •   сюжет игры (выбор сказки, пересказ, ее обсуждение) – организация игры (распределение ролей, обустройство игрового пространства) –  непосредственная игра детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников

Воганова С.П.,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 85

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям, чтобы раскрыть способности эмоционального опыта ребенка, предоставить возможность судить о его навыках общения и умений понимать эмоциональное состояние других людей.

Игра-драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  •   сюжет игры (выбор сказки, пересказ, ее обсуждение) – организация игры (распределение ролей, обустройство игрового пространства) –  непосредственная игра детей.

Задачи использования игр-драматизаций в работе с дошкольниками:

  •   побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
  •   формировать представление о добре и зле, показать красоту слов и поступков и их необходимость в жизни людей;
  •   развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других на примере  героев сказок.

Преимуществом игр-драматизаций, состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

 М.И. Лисина указала, что подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Этапы работы с дошкольниками

На первом этапе главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр на первом этапе: «Скворушка прощается», «Осень», «Маленькие труженики» (Приложение).

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая ее соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

На втором этапе основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры-драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр второго этапа: «Грибы», «Тишка», «Осень спросим», «Волк и лиса», «Лиса и петух», «2 лягушки» (Приложение).

На третьем этапе особое внимание уделяется играм-драматизациям театра по сказке.

Задачи, решаемые на данном этапе: учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.

Примеры игр третьего этапа: игра-драматизация для детей по сказке А.М. Волкова «Путешествие Элли и ее друзей» (Приложение).

Цель: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, совершенствование всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрального искусства, формирование представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, развитие способности анализировать свои поступки, поведение героев сказки, формирование у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

На занятии, в процессе игр-драматизаций и театрализации с первых минут дети всецело погружаются в атмосферу мероприятия, перевоплощаются в различных сказочных героев, применяя элементы костюмов. Ребята довольно успешно входят в роли, используя повадки животных, особенности движения, изменяют голос. Дети-артисты активно и с желанием играют свою выбранную роль сказочного персонажа с помощью взрослого, согласовывая действия с другими героями сказки. Наиболее достоверно и понятно разыгрывают сюжетные ситуации сказки. Дети используют уже знакомые им нравственные качества, помогают друг другу. Дети-зрители стараются быть доброжелательными, внимательными, внимательно следят за ходом развития событий в сказке. Эта часть занятия наиболее плодотворно влияет на эмоциональное развитие детей. Они способны передать те эмоциональные ситуации, которые встречаются в повседневной жизни.

Игра-драматизация по сказке «Репка» способна стать эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста сказки и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для воспитания вежливости и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствует эмоциональному развитию: дети знакомятся с чувствами, настроениями сказочных героев; осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра также оказывает влияние на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов – и является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В результате реализации плана работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста важно научить ребенка:

  • понимать смысл сказок;
  • отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
  • находить взаимопонимание с ровесниками, с родителями, с воспитателями;
  • эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
  • соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • давать адекватную оценку положительным и негативным поступкам персонажей сказок;
  • знать содержание сказок;
  • пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
  • отвечать на поставленные вопросы по содержанию прочитанного;
  • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Приложение

Содержание комплекса игр-драматизаций по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

На первом этапе главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока программы.

«Скворушка прощается», «Осень», «Маленькие труженики»

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Скворушка прощается.

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая ее соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

         Осень, непогодушка, тополь

(Дети кружатся).

         Вдруг на ветке скворушка песенку запел.

(Смотрят вверх).

         Ветка чуть качается, дождик не кончается.

(Машут кистями рук, расставленных в     стороны).

         С нами милый скворушка до весны

         прощается.

(Плавно машут кистью вытянутой правой руки).

«Осень».

Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.

Дует, дует ветер, дует, задувает.

(Дети остановились и покачали из стороны в сторону поднятыми вверх руками).

Желтые листочки с дерева срывает.

(Дети остановились и покружились на месте).

И летят листочки, кружат по дорожке.

(Дети на носочках пробежкой проходят круг).

Падают листочки прямо нам под ножки.

(Дети, повернувшись вокруг себя на месте, приседают).

На втором этапе основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры-драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр из второго блока программы.

«Грибы», «Тишка», «Осень спросим», «Волк и лиса», «Лиса и петух», «2 лягушки»

«Осень спросим».

Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за преподавателем.

Дети.

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим, 

Что в подарок принесла?

(Диалог между детьми и ребенком в роли осени идет отраженно).

Осень.

Принесла я вам муки.

Значит, будут пирожки.

Принесла вам гречки.

Дети.

Каша будет в печке.

Осень.

Принесла вам овощей

И для каши и для щей.

Рады ли вы грушам?

Дети.

Мы их впрок насушим.

Осень.

А уж яблоки – что мед!

Дети.

На варенье, на компот.

Осень.

Принесла вам меду

Полную колоду.

Дети.

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень.

Дождику вы рады?

Дети.

Не хотим, не надо.

Третий этап.

На третьем этапе реализации программы (третий блок) особое внимание уделяется играм-драматизациям театра по сказке).

Задачи, решаемые на данном этапе: учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.

Третий этап.

Фрагмент игры-драматизации для детей по сказке А. М. Волкова «Путешествие Элли и ее друзей»

Цели: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, совершенствование всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрального искусства, формирование представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, развитие способности анализировать свои поступки, поведение героев сказки, формирование у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Предварительная работа. Беседа о детском писателе А. М. Волкове. Рассматривание иллюстраций, книг. Просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Выставка рисунков по сказке, чтение художественных произведений, прослушивание мелодий, танцевальные и песенные импровизации. Распределение ролей.

Оборудование: костюмы, бумажная дорога – из желтого кирпича, декорации, деревья, елки, платочки, ведро с водой, топор, сердце из красного плюша, свечка, чай, масленка, серебряные башмачки, книга.

Музыкальное сопровождение: «Танец с саблями» из балета «Гаяне» А. И. Хачатуряна.

Место проведения: группа.

Длительность игры: 35 минут.

Ход занятий

(Включается фонограмма «Одну простую сказку», дети вбегают в центр группы).

Выбегает Гингема:

Каблучки мои колдуйте, снег иди и ветры дуйте.

(Исполняется танец снежинок).

Гингема:

Я ураган устроила Гингема,

Ведь для колдуньи это не проблема!

Но сил своих не рассчитала,

Да и сама нечаянно пропала!

(Дети изображают качающие деревья).

Заслоняясь от порывов ветра», выходит ребенок:

Дует ветер-великан,

Он зовется ураган.

Он силен как сто слонов –

Все сломать, снести готов!

Ураган рукой могучей 

Дом схватил и бросил в тучи!

Вон летит по небу дом,

Неужели люди в нем?!

(Кружась и размахивая руками, появляются Элли и Тотошка).

Элли:

Сидела дома, книжку я читала,

С работы маму с папой поджидала.

Вдруг дом взлетел, как будто самолет,

Попали мы с Тотошкой в переплет.

Тотошка:

Ав! Ав!

Куда нас дом летающий принес?

Вот в чем вопрос!

Элли: Ты говоришь? Не верю чудесам!

Тотошка: Я говорю, хотя не верю сам!

Элли: Где мы, скажите? Может быть во сне?

Ребенок:

Нет, не во сне, вы в сказочной стране!

Как вас зовут, узнать бы мы хотели.

Тотошка: «Тотошка я!»

Элли: «Меня зовите Элли!»

Как я домой обратно полечу?

Тут оставаться вовсе не хочу!

(Дети разворачивают перед Элли и Тотошкой «дорогу » из желтого кирпича).

Ребенок:

Идите прямо, путь совсем не трудный,

Он приведет вас в город Изумрудный.

Живет в нем Гудвин, грозный и ужасный,

Но для гостей нисколько не опасный.

Волшебник Гудвин может все на свете –

Он вас домой отправит на ракете,

Не на ракете, а на самокате,

А может быть, морской подарит катер!

А может, изумрудный вертолет!

Так, что скорее двигайтесь  вперед!

Мы на прощанье вам споем и спляшем 

И даже вслед платочками помашем!

(Звучит музыка «Эх яблочко», дети исполняют танец.)

Ребенок:

Ураган от нас унес злую ведьму навсегда,

Здесь теперь не будет слез, светит радости звезда.

(Элли и Тотошка шагают по кирпичной дорожке, появляется Страшила)

Страшила: «Круглый год живу я на природе, я стою один. Где я стою?»

Все: «На огороде».

Страшила: «У меня в заплатках балахон, целый день пугаю я … Кого пугаю я? Забыл…».

Все: «Ворон!»

(Налетают вороны).

Страшила:

Кыш! Кыш! Вон! Ну, конечно же, ворон!

Ох, пустая моя голова! Я всегда забываю

Эти, как их ….. слова.

А куда вы идете друзья?

Может, с вами отправлюсь и я?

Элли:

В Изумрудный идем городок,

Чтоб великий волшебник помог,

Нам вернуться и к папе и к маме,

Мы не сделаем этого сами.

Страшила:

Значит, с вами и мне по пути, очень надо туда мне пойти.

Забываю я все неспроста,

В голове у меня пустота.

Я скажу «Чародей », помоги!

Дай мне эти, ну как их? Мозги.

(Появляется Железный дровосек, он заржавел).

Железный дровосек:

Под дождь попал и весь я заржавел.

Страшила:

Друзья, негоже нам стоять в сторонке,

Его должны мы смазать из масленки.

Железный дровосек:

Ах, как я двигаюсь легко и гладко!

Какой ты умный человек в заплатках!

Страшила:

Помочь я рад, меня зовут Страшила.

Мозги бы мне – вот тут была бы сила!

Железный дровосек:

Благодарил бы вас я так сердечно,

поступок ваш и добрый и полезный …

но сердца нет в груди моей железной! (Плачет).

Страшила:

Не плачь, а то ржаветь начнешь опять.

Волшебник Гудвин сердце может дать!

Элли:

Идем все вместе, вот кирпичная дорожка,

Страшила, дровосек, я – Элли и Тотошка !

(Идут под музыку, кружатся, все вместе и по одному. Выскакивает трусливый Лев).

Трусливый Лев:

Ой, боюсь, боюсь, боюсь!

Ой, от страха я трясусь!

Страшила:

Бывает всякое в природе, ведь это лев,

Я не ошибся вроде?

Элли:

Да, это лев, но только он трусливый!

Трусливый Лев:

Ну почему такой я несчастливый?

Должны бояться все меня,

А я боюсь всех как огня!

Элли:

Друзья мои, я так привыкла к вам, 

Но все равно пора уж по домам, 

Я и Тотошка улетаем вдаль.

 (Звучит волшебная музыка).

Элли:

Ну, вот и дома мы с тобой, Тотошка!

И дом на месте! Вот мое окошко.

Но говорить не можешь ты вот огорченье!

Пожалуй, я теперь продолжу чтенье!

(Элли садиться на табурет у окна. Тотошка пристраивается у ее ног. Элли раскрывает большую книгу. Звучит музыка. Выходят все герои сказки).

Все: «Волшебник Изумрудного города. Александр Мелентьевич Волков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...