Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности
статья

Научно-методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чирушкина Надежда Михайловна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №78 общеразвивающего вида

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Важными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная свобода, эстетический вкус, толерантность в социальном общении.

Формирование положительного отношения к миру, эмоциональной отзывчивости, эмпатии по отношению к окружающим у дошкольников – одна из главных задач, направленная на целевые ориентиры дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО.

Организация театрализованной деятельности детей отражает решение проблем современной педагогики и психологии, связанных с формированием творческого мировосприятия жизни, развитием воображения эмоциональной сферы, игровых умений.

В современном обществе снижается живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. По словам В.А. Сухомлинского «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности».

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду пронизывают все режимные моменты: включаются в непосредственную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста я опираюсь на методические разработки М.Д. Маханёвой («Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»), Н.Ф. Сорокиной («Играем в кукольный театр»).

Изучив теоретико-методологические разработки влияния театрализованной игры на развитие эмоциональной сферы детей, мною была определена тема творческого направления «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» выделены следующие задачи:

- научить ребёнка владеть своими эмоциями;

- пополнить «эмоциональный словарь» словами передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки;

- развивать гуманные отношения к друг другу, коммуникативные навыки

- вызывать любовь к театру и театральной игре.

К решению поставленных задач я подходила в системе целостной работы, в соответствии с творческим планом, основной образовательной программы МБДОУ по следующим разделам. Театральная игра включает знакомство детей с приёмами кукловождения и изготовления кукол. Игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры развивающие внимание, память, наблюдательность.

Этюды – эмоционально- игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы, такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выходит игровая составляющая.

Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.

Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.

Основы театральной культуры знакомят детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Развлечения, досуги, праздники обогащают детей яркими впечатлениям и создавая радостное настроение. Привлекают родителей к участию в жизни детского сада.

Разделы творческого плана реализуются посредством дифференцированного подхода через различные формы организации детей:

- совместная организованная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, показ спектаклей);

- самостоятельная деятельность (уголок эмоций, центр художественного слова, музыкальный центр, игровой модуль).

Для достижения поставленной цели была спроектирована предметно-развивающая среда группы. Театральный уголок оснащён:

- театральными ширмами;

- различными видами театров бибабо, настольный, пальчиковый, конусный);

- атрибутами для организации театрализованных игр (шапочки, маски);

- фланелеграфом;

- наглядными пособиями (репродукции картин, иллюстрации, фотографии);

- детской художественной познавательной и методической литературой;

- костюмерной с подбором сказочных нарядов;

- музыкальным центром.

Уголок эмоций представлен фотогалереей «Эмоции», зеркалом, уголком «Настроение», играми для развития эмоций.

Вариативность в применении технологий позволяет обогащать воспитательно-образовательный процесс различными методами и приёмами:

- Упражнения на расширение эмоционального словарного запаса;

- Музыкально-ритмические, речевые, ролевые коммуникативные игры;

- Разыгрывание этюдов;

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

- Отработка эмоций в диалогах сказочных героев.

В ходе работы по данному направлению сформирована картотека «Эмоции», подобран сборник сценариев

Постепенное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности позволило повысить интерес семьи к вопросам воспитания культуры в детско-родительских отношениях через консультации беседы совместные театральные постановки.

Результаты освоения программы в области «Социально-коммуникативное развитие за 2019-2020гг с явной положительной динамикой, что доказывает правильный выбор методов работы по данному направлению

 

Литература:

  1. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет.» М. ,2014.
  2. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2009.
  3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., 2002.
  4. Хухлаева О.В. «Лесенка радости» М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

"Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе хореографической деятельности"

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и эмоциональный слух, и двигательные спос...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать пер...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

          Важными условияями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектульная свобода, эстетический вкус, толерантность в ...