Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пригоннова Наталья Геннадьевна

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka.docx62.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

    Программа разработана на основе Программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).  Программа по вокальному пению предназначена  для детей от 5-7 лет. Расчитана на 2 года обучения. Занятия в вокальном кружке «Весёлые нотки» проводятся с сентября по май,  36 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи первого года обучения:

1.Формирование интереса к вокальному искусству.

2.Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

3.Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4.Развитие умений различать звуки по высоте;

Задачи второго года обучения:

1.Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

2.Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

3.Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

4.Совершенствование вокально-хоровых навыков.  

Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

песни хором в унисон

хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

при включении в хор солистов

пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

игровой характер занятий и упражнений, активная концертная деятельность детей, доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях, атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия), звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, музыкальный центр, микрофон СD-диски – записями музыкального материала, музыкальные файлы.), сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

восприятие музыки;

развитие музыкального слуха и голоса;

песенное творчество;

певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть. Работа направлена на восприятие музыки, совершенствование  музыкальной памяти, узнавании мелодии по отдельным фрагментам музыкального произведения, различении жанров музыки. Для этого отводится 5 минут.

2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10-15 минут (в зависимости от возраста воспитанников).  Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Для этого отводится 10 минут.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

работа над вокальными и хоровыми навыками;

проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

споем песню с полузакрытым ртом;

слоговое пение («ля», «бом» и др.);

хорошо выговаривать согласные в конце слова;

произношение слов шепотом в ритме песни;

выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

пение без сопровождения;

зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

образные упражнения;

вопросы;

оценка качества исполнение песни

Примерный учебный план

Содержание

Количество занятий

Восприятие музыки

34

Артикуляция, выразительная дикция

34

Освоение техники распределения дыхания

34

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

34

Эмоционально-выразительное исполнение

34

Диагностика уровня развития певческих умений детей

2

Итого:

36

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

ПО ПЕНИЮ на учебный год

Репертуар

Количество занятий

Педагогическая диагностика певческих умений и навыков

2

Русские  народные песни  

 (с музыкальным сопровождением)

4

Детские песни

(с музыкальным сопровождением)

5

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)

4

Упражнения и попевки

16

Итого

36

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно, чисто интонируют. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре – до 2 октавы. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА       УРОВНЯ   РАЗВИТИЯ   ПЕВЧЕСКИХ   УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

ЛИТЕРАТУРА

1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.

2.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

3.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

4.Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5.Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

6.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

11.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

13.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

14.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

15.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

17.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

18.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

19.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

20.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

21.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

22.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 - 7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

23.Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Методическое обеспечение:

1.        Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса  удетей 5-7 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет.сада/

Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.

2.        «Вокально-хоровая работа в детском саду». М. Картушина. М.; 2009

3.        Журнал «Музыкальная палитра»

4.        Журнал «Музыкальный руководитель»

5.        Журнал «Колокольчик»

6. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугина

7.        Интернет-ресурсы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет).

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

1

2

3

                                              Сентябрь-октябрь

Восприятие музыки

Развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара. Уметь различать характер

 ( спокойный, задорный)

«Осень» Вивальди.

«Журавушка» Зарицкой, «Осень» Парцхаладзе.

Артикуляция, выразительная дикция

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения: «Заборчик», «Самолет», «Машина»

Чистоговорки со звуком [Ш] Ша-ша-ша — мама моет малыша

Ша-ша-ша — мама кормит малыша

Ша-ша-ша — мама любит малыша

Ша-ша-ша — мы качаем малыша;

«Мышка сушек насушила»

Развитие певческих умений и навыков

Правильно брать дыхание перед началом песни, между фразами.

Чувствовать движение мелодии вверх и вниз.

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Расширять диапазон детского голоса.

Упражнение «Надуй шарик».

Дидактические игры:

 Высоко-низко. Лесенка.

Попевки: «Скок-скок-поскок», «Андрей-воробей».

Пение

Работать над легкостью звучания, протяжным пением, выразительностью.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

«Скворушка прощается» Попатенко;

«Журавушка» Зарицкой

                                                Ноябрь-Декабрь

Восприятие музыки

Продолжать развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара.

«Танец снежных хлопьев»

П. Чайковский.

«Зимой». Р. Шуберта.

Артикуляция, выразительная дикция

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Пополнять словарный запас.

 Совершенствовать навыки четкого произношения.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Упражнение «Трубочка»

Чистоговорки со звуком

 [Л] 1.Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

2.Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

3. Ла-ла-ла по сосне течет смола

4. Ле-ле-ле не сидите на столе

Развитие певческих умений и навыков

Слышать и точно передавать в пении поступенное движение, точно интонировать движение мелодии вверх и вниз и скачкообразное. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Дидактическая игра: 

«Динь-дон»,

Попевки: «У кота воркота»

«Горошина» Карасевой.

Пение

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать умение петь под фонограмму.

Брать правильно дыхание после вступления между музыкальными фразами. Петь легко и выразительно.

«Зимняя» Карасев

«Что нам нравиться зимой?» Тиличеевой

«Весёлый дед Мороз» А. Варламова

                                               Январь – Февраль

Восприятие музыки

Развивать творческое  воображение при слушании,

исполнении ярких музыкальных произведений.

«Музыкальная табакерка», «Баба Яга», «Колдун»  А. Лядов.

Артикуляция, выразительная дикция

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать певческий голос. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения» «Заборчик-трубочка», «Машина», «Самолёт», «Окошко»

Чистоговорки со звуком [Р]

Тра- тра- тра- начну с утра.

Тра- тра- тра- на трамвай бегу с утра.

Тро- тро- тро- трое едут на метро.

Тро- тро- тро- пью ситро.

Тру- тру- тру- трудно строить на ветру.

Тры-тры-тры- змеи в тропиках хитры.

Повторение чистоговорок со звуком [Ш] и [Л]

Развитие певческих умений и навыков

Учить детей правильно пропевать интервалы и показывать их рукой, петь а капелла, с солистами. Петь спокойным, естественным голосом, слаженно, с динамическими оттенками. Продолжать расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, умение интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато».

Игры: «Дирижер»,

«Пропой свое имя»

Знакомые распевки.

«Снега-жемчуга» Парцхаладзе

Пение

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. Учить детей работать с микрофоном.

«Здравствуй, гостья зима»р.н.п.

 «Ты не бойся мама» М. Протасова

«Мамочка моя» А. Ермолаева

Март - Апрель

Восприятие музыки

Продолжать развивать творческое  воображение при слушании,

исполнении ярких музыкальных произведений.  Различать характер музыки, средства музыкальной выразительности.  Учить детей слышать средства музыкальной

выразительности, создающие образ; стимулировать творческие проявления в изображениях персонажей пьес.

«Лебедь», «Аквариум», «Королевский марш льва»  К. Сен-Санс.

Артикуляция, выразительная дикция

 Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие.

Упражнения: «Лошадки», «Чьи зубы чище?»

Повторение знакомых чистоговорок.

Развитие певческих умений и навыков

Учить детей правильно пропевать интервалы и показывать их рукой, петь а капелла, с солистами. Петь спокойным, естественным голосом, слаженно, с динамическими оттенками. Добиваться более лёгкого звучания, развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.

Упражнения: «Тук-тук», «Своё имя назови», «Эхо»

Пение

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

Е. Гомонова «Край родной»

Е. Гомонова «Наследники России»

Май

Восприятие музыки

Продолжать развивать  творческое воображение

при слушании ярких программных произведений.

Побуждать эмоционально отзываться на выразительность музыки, сравнивать различный

характер музыки.

«Гном», «Старый замок».

М. Мусоргский.

Игра «Музыкальная угадай - ка» по прослушанным произведениям

Артикуляция, выразительная дикция

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Повторение пройденного материала

Развитие певческих умений и навыков

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию, вокальные навыки детей.

«Скачем по лестнице» муз Тиличеевой.

«Эхо» Тиличеевой.

Пение

Совершенствовать вокальные навыки. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

«Волшебная страна» Варламова

Повторение знакомых песен.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет).

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

1

2

3

Сентябрь - Октябрь

Восприятие музыки

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас.

«Камаринская»   П. Чайковского,

 «Колыбельная» В. А. Моцарта.

Артикуляция, выразительная дикция

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Продолжать развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать движение языка вниз и вверх. Учить детей чётко проговаривать текс, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), с темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией.

Упражнения: «Заборчик», «Слоник»

Звук /а/

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

Развитие певческих умений и навыков

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание) в пределах «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы.

Лиса по лесу ходила» р.н.п.

«Огород» В. Карасёвой.

Чудо-лесенка.

Пение

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые ) ударения в соответствии с текстом песен. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Листопад» Т. Попатенко,

«Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова

«Моя Россия» Г. Струве

Ноябрь - Декабрь

Восприятие музыки

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе муз. произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятия и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас.

«Сентябрь», «Октябрь» (из цикла «Времена года»)

Артикуляция, выразительная дикция

Развивать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.

Игровые упражнения по развитию мимики

«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).

 «Обиделись» (опускают уголки губ).

Речевая зарядка.

«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

 Нашла коса на камень

Развитие певческих умений и навыков

Продолжать  работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

«Качели», «Дудка» Е. Тиличеевой

Песня Волка

Пение

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание) в пределах «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Сохранять правильное положение корпуса при пении. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.

«Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л. Еремеевой

«К нам приходит Новый год» В. Герчик.

Январь-Февраль

Восприятие музыки

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музыкальных  произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятия и ощущения.

«Грустная песня» Г. Свиридова,

«Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

Артикуляция, выразительная дикция

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыграть образ  и показывать действия).

Звуки Р – Л

Хитрый кот по кличке Прошка

 Опрокинул сливок плошку.

Рассердился он на лапки,

Неуклюжие царапки.

Обратился к ним с вопросом:

«Вы зачем меня без спросу

Завели на круглый стол,

Сбросили потом на пол?

Не вожусь теперь я с вами,

Побегу скорее к маме!»

Развитие певческих умений и навыков

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато».

В школу» Е. Тиличеевой,

«Котя-коток» В. Карасёвой.

Пение

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос гласных, тянуть звук, как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру.

«Тихая песенка» Г. Струве

«Песенка про бабушку» М. Парцхаладзе

Песня «Мама» Ж. Буржуа

Март - Апрель

Восприятие музыки

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музыкальных  произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятия и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас.

«Старинный танец» Г. Свиридова,

«Гавот», «Полька» Д. Шостаковича

«Весна» А. Вивальди

Артикуляция, выразительная дикция

Развивать образное мышление, мимику,  эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д.

Проговаривание текста знакомых попевок.

Звуки В—Ф, Вь—Фь

1.  Наш Филат не бывает виноват.

2. У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.

3.  Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.

4.  Водовоз вёз воду из водопровода.

5.  Воробей взлетел повыше: Видно всё с высокой крыши.

6.  В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

7.  В поле волк-волчище едет на велосипедище.

Обогнал сегодня он воробья и двух ворон,

Только ветер-ветерок обогнать никак не мог.

Развитие певческих умений и навыков

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Добиваться более лёгкого звучания, развивать подвижность голоса. Закреплять вокальные навыки детей.

«Петрушка», «Горошина» В. Карасёвой, «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой.

Пение

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание) в пределах «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию  (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Сохранять правильное положение корпуса при пении.

«Детство» Филипповой

«Любимый детский сад» К. Костина

«Что такое семья» Е. Гомонова

Май

Восприятие музыки

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе муз. произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятия и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас.

«В пещере горного короля» Э. Григ.

 «Шествие гномов» соч.54 Э. Грига.

«Органная токката ре минор» И. С. Баха

Артикуляция, выразительная дикция

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д.

Знакомый репертуар

Развитие певческих умений и навыков

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять вокальные навыки детей.

Знакомый репертуар

Пение

Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Сохранять правильное положение корпуса при пении.

Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом. Совершенствовать вокальные навыки.

Повторение знакомых песен.

«Если добрый ты» В. Шаинского

План выступлений кружка «Весёлые нотки»

Осенний праздник

Октябрь

День Матери (День народного единства)

Ноябрь

Новогодний праздник

Декабрь

Фестиваль детского творчества «На балу у Золушки»

Январь

Мамин праздник

Март

Выпуск в школу

Май

Табель посещаемости кружка «Весёлые нотки» первый год обучения

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10