Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.
консультация на тему

Елькина Олеся Васильева

Материал о том как заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_detskiy_sad.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.

«Родители являются первыми педагогами. 
Они обязаны заложить первые основы физического, 
нравственного и интеллектуального развития 
личности ребенка в раннем возрасте».
Закон РФ «Об образовании» статья 18 


            Нет сомнения в том, что КАЖДЫЙ родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…
            Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка. 
            Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже!
Поэтому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. 
             Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 
             Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей. 
             И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
             Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
             В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:


            1. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
            2. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
            В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
             В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. 
             Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9 
            Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.

        Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон перспективами развития и воспитания дошкольников. К ним относится широко распространённый в практике работы с родителями «День открытых дверей», а также менее распространенные «встречи знакомства»

        «День открытых дверей» - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада представляет семьям воспитанников свои достижения. В этот день важно познакомить семьи со сложившимися в детском саду системой просвещения и образования родителей

        «День открытых дверей» особенно актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

        «Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых являются разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы: «Выбери дистанцию», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др. Они позволяют снять барьеры общения, возникающие по разным причинам при взаимодействии детского сада с семьей и семей между собой, и перейти к открытым, доверительным отношениям.

  1. «Выбери дистанцию»

Пример. Встреча на тему «Игры в семье». В центре аудитории лежит детская настольно-печатная игра. Родители встают вокруг игры на различном расстоянии от неё, согласно своему отношению к теме. Примерные высказывания родителей: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что игра - это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут не причём»

  1. «Язык фотографий»

Пример. Тематика «Дети в детском саду» (минимум 30 фотографий).

        Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель (количество родителей в группе не должно превышать 15 человек. Поскольку они должны свободно ходить по комнате, рассматривая и выбирая фотографии) выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с этой фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь темой встречи.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001). Применительно к системе «родители – дети» целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц их заменяющих). Просвещение родителей в детском саду направленно на их ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребёнка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношениях. Эта информация передаётся или при непосредственном отношении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, собраний), или опосредованно. Источниками информации, получаемой детским садом и семьёй опосредованно, являются газеты, журналы, переписка и др.

Индивидуальные беседы.

Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен быть всегда готов ответить на вопрос родителя о своём ребёнке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Если беседа организуется педагогом, он должен помнить о ряде требований к её проведению: беседа в утренние часы менее продолжительна, чем в вечерние и касается в основном самочувствия ребёнка, его настроя на пребывания в детском саду. В вечерние часы воспитатель может отметить особенности поведения ребёнка в течение дня, его успехи или неудачи.

Цель и тема беседы с родителями продумывается педагогом заранее. В начале следует расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Педагог должен не только говорить, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией.

Консультации

Одна из форм индивидуальной работы с семьёй. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Функции и содержание консультаций различны.

Стенды

Стенды – это наглядная форма представления информации. Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:

  • структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»);
  • отвечает информационным запросам родителей;
  • эстетически оформлена;
  • содержит текст и фотоматериал.

Памятки

Памятки – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Буклеты

Буклеты для родителей – прекрасное средство их информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в том числе о достижении конкретного учреждения).

Газеты и журналы

Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду; дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребёнка в приёмной.

Помимо общих рубрик в газетах и журналах могут создаваться рубрики, отражающие ведущее направление работы детского сада.

Устные журналы

Отличие устного журнала от рукописного состоит в непосредственной передаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Добиться этого можно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих учёных (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников и др. Устный журнал не терпит повторений в содержании и по форме.

Переписка педагогов и родителей

При использовании письменного варианта общения важно придерживаться следующих правил:

- ориентироваться на особенности каждой семьи;

- не заменять перепиской живое общение с родителями;

- сочетать письменные формы общения с семьёй с другими формами общения

Записка – это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о любимых занятиях, отношении со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьёй. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, посещении кинотеатра) и др.

Благодарственное письмо – это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких – либо мероприятий в детском саду, а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка – это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребёнка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребёнком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.

Выставки

Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов), расположенных для обозрения детей и взрослых.

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребёнком.

Тематические выставки могут быть организованы как для родителей ребят одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В зависимости от этого в оформлении и подборе материалов принимают участие воспитатели данной группы или весь педагогический коллектив.

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания.

Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада. Действительно, для того, чтобы успешно воспитывать ребёнка, родителям важно знать особенности воспитательно -образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях слова-распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, слушайте, что я Вам говорю и т.д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга.

Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребёнка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать неверный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он даёт возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнёров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпрепровождения для родителей. Собрания – встречи могут стать настоящим событием для семьи и детского сада.

Собрания – встречи могут проходить в разных формах и носить интригующие названия.

Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"

В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Если человек  загадывает на год - он сеет хлеб.Если человек  загадывает на десятилетия - он  сажает деревья....

Взаимодействия образовательной организации с семьёй

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14366473","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Актуальность«Только вместе с родителями,общими усилиями,...

Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Статья : "Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьей" . Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения - важнейшее условие в воспитании детей, но оно возможно лишь ...

Презентация " Эффективные формы взаимодействия с семьёй"

Презентация  " Эффективные формы взаимодействия с семьёй"...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...

Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зав...