Главные вкладки

    Не надо бояться Бармалея!
    статья по теме

    Татьяна Ивановна Беляева

    Влияние сказки на ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ne_nado_boyatsya_barmaleya.docx15.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕ НАДО БОЯТЬСЯ БАРМАЛЕЯ!

    Недаром дети любят сказку.

    Ведь сказка тем и хороша,

    Что в ней счастливую развязку

    Уже предчувствует душа.

    И на любые испытанья

    Согласны храбрые сердца

    В нетерпеливом ожиданье

    Благополучного конца.

                             В. Берестов

    Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Хочется думать, что навсегда прошли те времена, когда сказку запрещали, считали вредной и опасной, когда за сказку надо было бороться (Чуковский К.И. Борьба за сказку // От двух до пяти: Рассказы). Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки – совсем рядом, они невозможны друг без друга. Сказки, особенно волшебные, полны чудес, в них действуют добрые, прекрасные и великодушные герои, которых так любят наши дети. Но есть персонажи, вызывающие у малышей совсем другие чувства.

    Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть и злые силы, злые существа, свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые ребенок встречается с ними в сказке.

    «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губ на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит».

    Как много их, сил, враждебных человеку: Кощей, Чудо-Юдо, ведьмы, черти! Что им надо? Как одолеть их? Да и можно ли их победить? Может быть, весь секрет в том, чтобы их не бояться?

    Сказка отвечает на эти вопросы на образном, понятном ребенку языке. Она помогает изжить страхи, почувствовать себя сильными и смелыми, одолеть злые силы вместе с Иваном-царевичем и Василисой Премудрой. Однако грань восприятия очень тонка, и на эмоционально чувствительных детей сказочные «ужасы» производят иногда слишком сильное, даже болезненное впечатление. От родителей и воспитателей требуются чуткость и такт, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, пройти вместе с ним этот захватывающий путь от победы добра над злом и несправедливостью. Если взрослым – не удастся внушить детям уверенность в окончательной победе добрых сил, это может стать одной из причин детских страхов.

    Педагоги, воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать возможную реакцию ребенка и быть готовы дать соответствующую консультацию родителям.

    Беседы с воспитателями и родителями, - наблюдения за детьми двух-четырех лет показывают, что отрицательные герои народных и литературных сказок довольно часто становятся поводом для переживаний малышей. Одни из таких «страшных» персонажей является герой замечательной сказки К. Чуковского – Бармалей.

    Действительно, Бармалея просто нельзя не бояться, ведь

    …Он бегает по Африке

    И кушает детей –

    Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

    Он страшными глазами сверкает,

    Он страшными зубами стучит,

    Он страшный костёр разжигает,

    Он страшное слово кричит:

    «Карабас! Карабас!

    Пообедаю сейчас!»

    Трехлетняя Анастасия не остаётся одна в тёмной комнате, просыпается ночью, плачет: «Мама, я боюсь! Там Бармалей!» Мама сильная и смелая. Она поможет и защитит. «Сейчас я возьму палку и прогоню Бармалея! Вот я его!» Все хорошо, когда рядом мама. Но однажды девочке пришлось провести несколько дней у бабушки, которая «не реагировала» на переживания внучки привычны образом, сказала, что никакого Бармалея не существует, и оставила девочку на ночь одну. В результате у Анастасии усилились страхи.

    Часто родители пытаются локализовать детские страхи, «поселив» Бармалея в том месте, к которому малышам нежелательно приближаться (газовая плита, ящик с инструментами, компостная яма на даче и т.д.)

    В каждой семье решают проблему по-своему. Попробуем проанализировать реакции взрослых на детские страхи и типичные родительские ошибки.

    Прежде всего, не стоит убеждать ребенка в том, что Бармалея (или другого действующего лица сказки) «нет на самом деле» и «никогда не существовало». Этот логический, рассудочный способ на ребенка, как правило, не действует. Малыш уже поверил в существование сказочного героя, он уже боится его. Образ персонажа уже царит в его воображении, и отказаться от его фантастического вымысла ребенку очень сложно.

    Какие же советы нужно дать родителям? Какие сказки читать им рассказывать детям? Как это лучше сделать?

    Выбирайте сказки, адаптированные для детского восприятия и адресованные непосредственно детям. Такие книги чаще всего красочно иллюстрированы и выпускаются детскими издательствами.

    Во время чтения (рассказывания) внимательно следите за реакцией ребёнка. Если какие-либо описания или действия в сказке пугают малыша, их лучше «творчески переработать», сделать менее страшными. А может, учитывая возраст и индивидуальность ребенка, книгу следует отложить. Через несколько месяцев или даже лет эта сказка будет восприниматься совсем иначе.

    Акцентируйте внимание ребенка на счастливом окончании сказки, на победе добры. Можно даже повторить концовку ещё раз.

    «Посмотри, как все хорошо закончилось! Каким славным стал Бармалей!»

    …А лицо у Бармалея и добрее и милей:

    «Как я рад, как я рад,

    Что поеду в Ленинград!»

    Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!

    «Буду, буду я добрей, да, добрей!

    Напеку я для детей, для детей

    Пирогов и кренделей, кренделей!

    По базарам, по базарам буду, буду я гулять!

    Буду даром, буду даром пироги я раздавать,

    Кренделями, калачами ребятишек угощать!».

    И, беря пример со многих талантливых педагогов и родителей, придумывайте сказки и их продолжение (счастливое продолжение!) сами. Привлекайте к сочинению сказок детей, и вы проведете за этим замечательным занятием незабываемые часы.

    Так что не надо бояться Бармалея, Кощея, Чудо-Юдо. Лучше придумайте про них (и не только про них) еще одну сказку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Не надо бояться Бармалея!

    Статья о помощи ребенку в преодолении страхов перед сказками и внушении уверенности в окончательной победе добрых сил....

    Проект "Чтоб болезней не бояться - надо спортом заниматься"

    Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важ...

    Проект "Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься"

    Важнейшим фактором укрепления здоровья детей является физическое воспитание  в семье и в ДОУ....

    Консультация для родителей «Дед Мороза не боюсь, если надо - улыбнусь!»

    Как сделать так, чтобы встреча вашего малыша с дедушкой из новогодней сказки принесла ему радость, а не слезы...

    Деда Мороза не боюсь - Если надо улыбнусь

    Принято считать, что все дети под Новый год с нетерпением ждут,когда же их придет поздравить добрый Дедушка Мороз....

    урок здоровья "Надо ли бояться прививок?" с использованием здоровьесберегающих технологий

    Задачи:Формировать  у детей положительное  отношение к прививкам посредством сказки;Закреплять знания о том, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье:Развивать коммуникативные навыки....

    Сценарий конкурса чтецов «Я прививок не боюсь, если надо уколюсь»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №1 «Светлячок»   Сценарий конкурса чтецов«Я прививок не боюсь, если надо уколюсь»...