Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».
консультация на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.

Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творческий процесс, который способствует общей  структуры организации обучения и воспитания, формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие спосбности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10yanvarya_osnova.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Пышминского городского округа   «Пышминский детский сад №7»

Выступление на педагогических чтениях:

«Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Воспитатель: Горкина С.С.

первая квалификационная категория

2017год  январь

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
Интеграция позволяет включать педагогов  и  воспитанников в активный совместный творческий процесс, который способствует общей структуры организации обучения и воспитания,  формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В детском саду большое место отводится художественно - эстетическому развитию ребёнка.

Развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации образовательной области «Художественное творчество». Для её эффективного решения необходимо обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному (чувственному) постижению каждым ребёнком окружающей его действительности; развивать воображение детей и целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки, и содействовать интеграции образовательных областей на основе комплексно-тематического принципа планирования.

 Поэтому интегрированные занятия очень актуальны, так как:

1. Интегрированные занятия развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

2. Взаимодействуют на психологические процессы, которые являются основой формирования художественно - творческих особенностей ребёнка.

Изучив литературу , перед собой поставила  цель и задачи в работе с дошкольниками, используя  принцип  интегрированного подхода.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

-формирование эстетического восприятия окружающего мира;

-приобщение к миру искусства;

-воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

-развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

-детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

А также выделила  требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Первые шаги  в своей деятельности  я начала с создания творческо-развивающей среды и ее обогащение предметными средствами в группе.

Исходя из условий нашего детского сада  и поставленных задач  определила основные требования к организации предметно – развивающей среде.

Была создана зона «Территория  творчества», которая предполагала погружение ребенка в совместные и самостоятельные, специально организованные виды  деятельности, где ребенок  реализует свои потребности, интересы, знания и навыки в творческой деятельности.

Интегрированные  занятия призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Таким образом, интегрированные занятия   целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.  

С  учётом возрастных особенностей дошкольников, при организации интегрированных занятий  появляется возможность показать мир   во всём его многообразии с привлечением научных знаний,  художественной литературы, музыки, живописи, что                                                                                                                                                                                         способствует эмоциональному развитию личности  ребёнка информированию его творческого мышления.

Интегрированные  занятие,  стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.

Придаю большое значение  разнообразии  и вариативности работ с детьми на занятиях. Чем разнообразнее будут условие проведения занятия, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Поэтому в своей работе я использую разные виды организации занятия:

1)Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).

2) Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).

3) Занятие – сказка («В гости к Старичку - Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).

4) Занятие – открытие (проблемное занятие).

5) Занятие – путешествие («путешествие в зимний лес», «на поляне осенью»).

Больше всего дети любят занятие – путешествие, на котором они  отправляются  путешествовать вместе с Мудрой совой, которая помогает осуществлять желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть листок, облако. А также с помощью познавательных минуток дети познают, исследуют, наблюдают.

Считаю целесообразным включать в занятие музыкальное  сопровождение  и    художественное  слово. Именно это вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков.

Я широко использую приём арттерапии-рисование под музыку.

Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений.

Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, мы можем стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Художественный образ, воплощенный в слове(стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Познакомившись с методикой Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой»,в которой  говорится о необходимости учить детей  не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход  повествование, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.

В основу моей работы по развитию творческих способностей детей легло рисование с использованием нетрадиционных  технологий:

они удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Таким образом, проведение занятий с использованием нетрадиционных техник  способствует развитию и освоению технических, графических, композиционных навыков изобразительной деятельности.

Наиболее эффективно использовала прием:

детского экспериментирования с различными материалами.

В этой связи мною был выбран способ проявления творческих способностей детей  в создании коллажей.

Рисуя, вырезая готовые  формы и создавая коллаж,  детям предоставляется   свобода  творчества, самостоятельность,  поиск  передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Расширяется  кругозор,  развивается зрительная память и воображение, мелкая моторика ,  следовательно  у детей формируются целостные социальные и психологические образования,интегрированные способы действий, легко переносимые из одной сферы в другую.

Интегрированные  занятия  позволяют педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы, т.е. коллективную.

Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:

-во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;

 -во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей.

 Считаю, что участие дошкольников в совместной  деятельности  дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, общая коллективная деятельность способствует выработке умения оптимально сочетать личные и групповые интересы.

В своей практической деятельности  проводила  индивидуальные занятия  с детьми  имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая возбудимость, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость), а также  связанные  с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Основной формой работы с детьми  является игра, которая  способствует сохранению здоровья детей: снижению  проявления  негативных эмоций, тревожности, повышению  самооценки, общительности и оптимизма детей.

С помощью дидактических игр  происходит   не только развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное  развитие, а также межличностные  отношения.

Результаты   работы показывают, как постепенно воспитанники  не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования   интеграции  происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов.

Работая в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, библиотекой, краеведческим музеем, Центром дополнительного образования,

школой искусств  над  развитием  воспитанников  с помощью  принципа интеграции , можно с уверенностью сказать, что на интегрированных занятиях дети работают легко и с интересом усваивают  материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются  дошкольниками в их  самостоятельной ,практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей в других областях .

Для успешного достижения  развития ребенка необходимо согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей.

Поэтому, мое взаимодействие с родителями осуществляется через коллективные формы работы: конкурсы, проекты, выставки.

С помощью родителей  приобщаем детей к прекрасному, стараемся развить у них  эстетические чувства.

Организуя  с  детьми и родителями  совместные досуги,  конкурсы, выставки,  проекты.  По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (организуют экскурсии с детьми в музеи и выставочные залы,  подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Организуя  с  детьми и родителями  совместные досуги,  конкурсы, выставки,  проекты.

В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а это нечто иное,  как новый уровень личности ребёнка.

Показателем и результатом  моей работы можно считать то, что работы воспитанников  занимают призовые места в районных конкурсах детского рисунка, в обще детсадовских конкурсах, интернет сайтах «Арт-талант», конкурсы рисунков для детей инвалидов.

И в заключение хотелось бы привести слова И. С. Якименской. Она подчёркивает, что «…построение обучения  и воспитания по интегрированному типу отвечает задачам личностно - ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ребенка  к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образоватьльных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и интеграции образоватьльных областей....

Конспект НОД. Образовательная область "Художественное творчество" Аппликация с использованием трафаретов - как средство развития творческой личности дошкольника. "Подарок любимой мамочки".

Уважаемые коллеги, представляю вам своё занятие по аппликации и надеюсь, что оно вам пригодится в работе. Работа с трафаретами очень интересная и увлекательная, дети  любят обводить трафарет...

"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"

"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"...

Консультация: "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческих способностей дошкольника"

    В статье описана работа по нетрадиционным техникам рисования и интеграция образовательных областей в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие тво...

«Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников»

Выступление на педагогическом совете "Интеграция образовательных областей, как способ развития творческих способностей детей"...

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисован...