«Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников»
материал

Хачатрян Арпине Гарниковна

Выступление на педагогическом совете "Интеграция образовательных областей, как способ развития творческих способностей детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits._tehniki_ris._pedsovet.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Колобок»

        

Выступление на педагогическом совете:

«Интеграция образовательных областей, как способ развития творческих способностей детей»

с докладом

«Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников»

                                                                     Воспитатель:

                                                                    Хачатрян А.Г.

Городской округ Химки

Московская обл.

Октябрь 2015г

Одной из наиболее важных и актуальных задач в системе воспитания и образования в дошкольных учреждениях на современном этапе является формирование творческой личности. По мнению многих педагогов и психологов, именно в детском периоде происходит закладка базовой культуры ребенка, развитие и формирование его творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

По мнению , детское изобразительное творчество отличает:

 Содержательность. Рисунок ребенка всегда несет в себе какое-то

содержание. Чем больше ребенок знает о мире, тем шире тематика

рисунков;

 Смелость. Малыш может нарисовать все, для него нет ничего

невозможного. А ведь способность к риску – непременное условие и

характеристика творческой личности;

 Гуманизм, оптимизм. В детских рисунках почти всегда добро

побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их

яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. И чем больше, богаче мироощущение тем интереснее и содержательнее детский рисунок.

       В дошкольной педагогике в настоящее время накоплен значительный

теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи детской

художественной деятельности с позиций интеграционного подхода (Комарова Т. С.). В результате освоения интеграционной деятельности у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы действий, легко переносимые из одной сферы в другую, дети приобретаю уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.

Среди множества факторов, влияющих на выразительность детских рисунков, существенную роль играет и своеобразие художественных техник и материалов. Маленький ребенок пока не обладает возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

Приступая к работе, я поставила перед собой следующую цель:

Развитие творческих способностей детей, средствами нетрадиционных техник рисования и интеграции образовательных областей. Выполнение поставленной цели стало возможным при решении следующих задач:

- Формировать интегративные качества личности дошкольников;

-Совершенствовать навыки работы в знакомых детям нетрадиционных

техниках рисования, познакомить с новыми: «гратаж», монотипия, набрызг, рисование на мятой, на сырой бумаге.

-Развивать творческие способности, интерес к процессу и результату

рисования, стимулировать исследовательские действия;

-Развивать умение подчинять изобразительный материал, способы

изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;

В своей работе использовала следующие классические формы организации изобразительной деятельности детей:

-непосредственно образовательная деятельность;

-индивидуальная работа(индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности).

-самостоятельная художественная деятельность детей (дидактические игры, рассматривание альбомов, самостоятельное экспериментирование);

-взаимодействие с семьями воспитанников(консультации, собрания, участие в совместных выставках и т. д.).

-досуги и развлечения художественно - творческой направленности.

При проведении образовательной деятельности руководствуюсь

следующими принципами дидактики:

-от простого к сложному;

-принцип наглядности, т. к. у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка;

Принцип интеграции образовательных областей, как того требуют ФГОС, позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, т. к. дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.

Поэтому, чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.

Образовательная область «Художественно-эстетическое творчество» интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно.

На первом этапе, когда сообщаю детям информацию о том, как называется данный вид техники, материал и как им надо пользоваться, использую информационно – рецептивный метод.

Репродуктивный метод использую на втором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании различных материалов во время образовательной деятельности с различной тематикой.

Частично - поисковый и исследовательский методы использую на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает детям возможность включиться в поисковую деятельность, самостоятельно, разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе знаний, полученных за счет интеграции образовательных областей. Тематика этой деятельности разнообразна: «Мое любимое дерево», «Зимняя сказка».

При выборе методов и приемов учитываю возрастные особенности детей.

Старшие дошкольники уже знакомы с такими видами нетрадиционных техник, как тычки поролоновым тампоном, рисование пальчиками, ладошками, различными печатками. На данном этапе познакомлю детей с более сложными по исполнению нетрадиционными техниками рисования: монотипия, «граттаж», рисование свечой, кляксография. При этом, демонстрируя новый материал, не даю подробную характеристику увиденного, а предлагаю детям рассмотреть работы различной тематики, выполненные в данной технике. Считаю, что этот прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка, подводит к пониманию того, что выразительность образов достигается при использовании данной техники.

Показ способов изображения осуществляю только при знакомстве с наиболее трудными техниками. Например, «граттаж». Знакомлю с возможностью использования нетрадиционных техник для выполнения фонов для рисунков (монотипия, набрызг). В этом возрасте дети все чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, используя последние, как одно из средств выразительности. Стараюсь вызвать у детей позитивный настрой путем предоставления свободы в выборе темы, не ограничиваю в выборе художественного материала, способов изображения. Кроме этого, включаю в поисковую деятельность по нахождению наиболее выразительных средств.

Широко использую метод проектной деятельности («Лекарственные

растения», «Фруктовая мозаика», «Зимующие птицы», «Север - царство льда и снега»), в котором сочетаются чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве, творческое экспериментирование с изобразительными материалами, синтез искусств и интеграция видов деятельности(«Открываем выставку натюрмортов», «Игра – путешествие на Северный полюс»).Благодаря интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» процесс художественного творчества становится более интересным, привлекательным для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик,  создает личностно значимый мотив деятельности т. к. изображение игровых сюжетов вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же предмета на основе жизненных впечатлений.

Во время проведения образовательной деятельности с использованием

нетрадиционных техник рисования удовлетворяю потребность детей в коммуникации: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения, способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

Осуществляя взаимосвязь обучения и творчества, применяю интеграцию различных видов изобразительной и художественно-творческой деятельности: чтение детских художественных произведений, стихов известных поэтов, познавательной литературы , пение песен, слушание музыки, выполнение пластических движений под музыку рассматривание репродукций картин, иллюстраций книжной графики, я добивалась более полного воздействия на все органы чувств, помогало образному восприятию. На этом этапе продолжала работу с детьми по наблюдению окружающей природы, обращая особое внимание на разнообразие цветовой гаммы, строение объектов наблюдения (образовательная область «Познавательное развитие»).

По итогам проделанной работы можно сделать вывод: за счет осуществления интеграции образовательных областей и использования нетрадиционных техник рисования:

-Повысилась динамика показателей уровня развития художественно-

творческих способностей;

- Тематика детских рисунков стала более разнообразной

- Работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью;

-Дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности.

-У детей сформировались такие черты творческой личности, как

целеустремленность, самостоятельность, инициативность.

Данные качества представляют собой не что иное, как интегративные

качества личности.

В перспективе я вижу продолжение работы с детьми по развитию творческих способностей, применяя при этом более разнообразные способы взаимодействия с детьми по реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, выставки, образовательные прогулки и семейные путешествия, совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, творческих сайтов для детей, а также более широкое использование интеграции образовательных областей.