Консультация: "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческих способностей дошкольника"
консультация по рисованию по теме
В статье описана работа по нетрадиционным техникам рисования и интеграция образовательных областей в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрерывное всестороннее совершенствование творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческих способностей дошкольника
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г.Малмыжа Кировской области
Одной из наиболее важных и актуальных задач в системе воспитания и образования в дошкольных учреждениях на современном этапе является формирование творческой личности. По мнению многих педагогов и психологов, именно в детском периоде происходит закладка базовой культуры ребенка, развитие и формирование его творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
По мнению Е.А. Флериной, детское изобразительное творчество отличает:
-Содержательность. Рисунок ребенка всегда несет в себе какое-то содержание. Чем больше ребенок знает о мире, окружающей его действительности, тем шире тематика рисунков.
-Смелость. Малыш может нарисовать все, для него нет ничего не возможного. А ведь способность к риску – непременное условие и характеристика творческой личности.
-Гуманизм, оптимизм. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности, в них радостное мировосприятие. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Чем больше, богаче мироощущение, тем интереснее и содержательнее детский рисунок.
Все дети любят рисовать, если это у них хорошо получается. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отступив от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, дети получают возможность выбора.
Среди множества факторов, влияющих на выразительность детских рисунков, существенную роль играет и своеобразие художественных техник и материалов. Маленький ребенок пока не обладает возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе, поэтому важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной, содержательной, так как дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления, и следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо. Поэтому чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными.
На основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в нашем дошкольном учреждении идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Если до этого интегрировались области образования одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то теперь этот процесс охватывает всё более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно.
На первом этапе, когда я сообщаю детям информацию о том, как называется данный вид техники, материал и как им надо пользоваться, использую информационно-репродуктивный метод.
Репродуктивный метод применяется на втором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании различных материалов во время образовательной деятельности с разнообразной тематикой.
Частично-поисковый и исследовательский методы использую на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает детям возможность включиться в поисковую деятельность самостоятельно, разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе знаний, полученных за счет интеграции образовательных областей.
При выборе методов и приемов учитываю возрастные особенности детей.
Старшие дошкольники уже знакомы с такими видами техник, как тычки поролоновым тампоном, рисование пальчиками, ладошкой, различными печатками. На данном этапе знакомлю детей с более сложными по исполнению нетрадиционными техниками рисования: монотипия, «граттаж», рисование свечой, кляксография. При этом, демонстрируя новый материал, не даю подробную характеристику увиденного и предлагаю детям рассмотреть работы различной тематики, выполненные в данной технике. Считаю, что этот прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка, подводит к пониманию того, что выразительность образов достигается при использовании данной техники.
Показ способов изображения осуществляю только при знакомстве с наиболее трудными способами, например, «граттаж». Знакомство с возможностью использования нетрадиционных техник для выполнения фонов для рисунков (монотипия, набрызг). В этом возрасте дети все чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, используя последнее, как одно из средств выразительности. Стараюсь вызвать у детей позитивный настрой путем предоставления свободы в выборе темы, не ограничиваю в выборе художественного материала, способов изображения. Кроме этого, включаю в поисковую деятельность по нахождению наиболее выразительных средств.
Широко использую метод проектной деятельности («Полянка цветов», «Перелетные птицы», «Овощная мозаика», «Юг-царство песка и воды»,) в котором сочетаются чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций природных зон, альбомов об искусстве, творческое экспериментирование с изобразительными материалами, интеграция видов деятельности. Благодаря интеграции с образовательными областями, процесс художественного творчества становится более интересным, привлекательным для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создать личностно значимый мотив деятельности, так как изображение игровых сюжетов вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же предмета на основе жизненных впечатлений.
Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования удовлетворяю потребность детей в социально-коммуникативном развитии: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.
Осуществляя взаимосвязь обучения и творчества, применяю интеграцию различных видов изобразительной и художественно - творческой деятельности: чтение детских художественных произведений, стихов известных поэтов, познавательной литературы, пение песен, слушание музыки, выполнение пластических движений и под музыку, рассматривание репродукций картин, иллюстраций книжной графики. Я добиваюсь более полного воздействия на все органы чувств, помогалю образному восприятию.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод:
за счет осуществления интеграции образовательных областей и использовании нетрадиционных техник рисования
-повысился уровень развития художественно-творческих способностей;
- тематика детских рисунков стала более разнообразной;
-работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью
Дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
-формируются такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность, художественный вкус, умение обогащать традиционный рисунок нетрадиционными техниками рисования.
Литература
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников. Учеб-методическое пособие под реакцией О.В.Коротких-Елец ЕГУ им. И.А. Бунина. 2008г., с.320
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-60884-1416485498.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124072-1350227813.jpg)
Статья "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образоватьльных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"
В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и интеграции образоватьльных областей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-171059-1356711960.jpg)
"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"
"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».
Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1198285-1579118395.jpg)
«Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников»
Выступление на педагогическом совете "Интеграция образовательных областей, как способ развития творческих способностей детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-767525-1457867696.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников.
В продолжении темы о развитии мелкой моторики рук, хотелось бы более конкретно остановиться на нетрадиционных техниках. Нельзя не согласиться со словами В.А. Сухомлинского: «Истоки сп...