Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

Петрова Галина Николаевна

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка.                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_novaya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.

(из опыта работы)

В последние годы главным концептуальным вопросам педагогики и психологии стал вопрос о формировании творческой личности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы взрослые должны дать ребенку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личность – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не отступающей перед трудностями и неудачами, то есть творческой личностью. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование - заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются  все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции. Проанализировав авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования и технологии ТРИЗ.                                

Использование нетрадиционных техник рисования это прекрасный ресурс для решения творческой задачи. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов где каждая новая техника момент исследования  для ребенка, художественный материал обладает завораживающей притягивающей силой. Принцип проведения таких занятий от простого к сложному, но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать материал: цветные карандаши, гуашь, мелки, пластилин и т.д. Ребенка необходимо научить различной технике изображения, учить применять каждый вид изображения.                                                                              

Необычность методов и приемов ТРИЗ в изодеятельности состоит не только в том, что не умеющие рисовать дети быстро и охотно учатся, но это тот этап, без которого дальнейшая работа по эстетическому и художественному развитию детей становится затруднительной. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи. Задача взрослого состоит в  том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в своем рисунке. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер. От взрослого требуется создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, ситуаций, когда средства решения не определены и активную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде. Важным условием раскрытия  творческих способностей детей является создание общей атмосферы принятия, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей «успешности». Формирования позитивного отношения ребенка к процессу рисования путем превращения его в своеобразную интересную игру.                                                          

Мы в самом раннем возрасте находим у детей творческие процессы, которые выражаются в играх.                                                                                   Игра – творческая переработка пережитых впечатлений и комбинирование их в новую действительность. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.                                                                                       Поэтому методика использования игры и игровых приемов в значительной степени определяется особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач.                                   Основные приемы сочетания фантастических и реальных элементов, прием фантазирования (прием волшебников), прием экспериментирования. Работа по формированию  у детей творческих способностей в рисовании представляет систему творческих заданий.  Задания на «дорисовку», (геометрических фигур, букв, цифр); игры с линией, игры с пятном, игры с цветом. Игры на развитие воображения: «Расколдуй картинку», «Точка, точка», «Цветные сказки», «Волшебная картинка».                                                                                                                         Игра "Прозрачные человечки"

Цель: закреплять знания о яркости, сочетании красок. Развивать логическое мышление, планирующую функцию воображения.

С детьми проводят игру - эксперимент. В прозрачную емкость опускают кисть с краской, затем несколько красок.

Рассмотреть какой цвет рядом с каким как смотрится? Как сочетается?

Белый человек рядом с красным – нарядный, веселый. Белый человек рядом с серым – бледный, спокойный. Белый человек рядом с черным – строгий, серьезный и т.д.

Игра "12 квадратов"

Цель: упражнять детей 6–7 лет в оттенках цветов, светлые–темные, насыщенные и мягкие, пастельные, относительно близкие друг к другу по цвету и резко контрастирующие. Развивать творческое воображение, речь.

Ход игры: разложите перед ребенком цветные квадратики и предложите угадать: какой "характер", какое "настроение" у этих цветов. Есть ли среди них "добрые и злые", "веселые", "сердитые", "печальные".

Игра "Поможем Богатырю"

Цель: выявить умение ребенка через игровой прием решить творческую задачу, используя 12 квадратов. Умение творчески подходить к проблеме.

Ход игры

На листе бумаги обозначена расходящимися линиями развилка трех дорог и детям рассказывают условия игры.

"К этой развилке сейчас подъедет Богатырь и будет выбирать дальнейший путь. А мы с вами знаем, что если он поедет по одной из дорог, то ему грозит гибель, по другой – опасные приключения, исход которых неизвестен. Конечно, он сам будет решать, куда ехать и может быть выберет самый трудный путь, но наше дело предупредить его. Давайте сделаем для него дорожные знаки из цветных квадратиков. Какие из них выбрать, чтобы Богатырь мог догадаться, что его ожидает на каждой из трех дорог?"

Игра "Морфологический ящик"

Цель: способствовать созданию многообразия вероятностных решений, выявить и исследовать любые возможности и варианты, вытекающие из закономерности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Предлагается детям составить морфологический ящик (детям можно сказать, что складываем в ящик все, что относится к рисованию, и выбираем самые неожиданные сочетания).

Пластилин

Бумага

Пастель

Ткань

Карандаш

Картон

Мелки

Асфальт

Гуашь

Камень

Акварель

Дерево

Тушь

Береста

Уголь

Керамическая плитка

Сангина

Фарфор

Кисть

Поролон

Пальцы

Ладонь

Вата

Палочка

Перо

Бумага

Ступни

Теперь детям предлагается выбрать наиболее интересный для них способ изображения и отобрать материал, на котором они будут наносить изображение и каким материалом.

Игра "Рисунок в несколько рук"

Цель: приобщать детей к противоестественному сочетанию в произведениях искусства фантастических и реальных элементов.

Дети делятся на подгруппы в три человека. На подгруппу дается один лист бумаги.

Первый ребенок рисует нечто, подсказывающее образ, со смыслом или без.

Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (пометки) использует ее в качестве элемента другого изображения, но с иным значением.

Третий ребенок не дополняет рисунок первых двух детей, а меняет его направленность, трансформирует замысел.

Например, первый ребенок рисует овал глаза, второй ребенок рисует к нему куриные ноги, третий ребенок рисует вместо головы цветок.

При большом количестве детей можно увеличить количество детей, рисующих на одном листе (в одной подгруппе).

В данной игре конечный результат интересует воспитателя меньше, чем сама игра, интересна сама борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои.

В результате игры появляются необычные персонажи, чудо-юдо, фантастический пейзаж и т.д.

Игра "Хорошо – плохо"

В начале игры проводится игра "хорошо - плохо" – если все вокруг одного цвета (город голубой, красный и т.д.). Можно использовать иллюстрации к книгам художницы Т. Мавриной. Когда дети выговорятся на эту тему, спросить, а что лучше: разноцветная страна или одноцветная? Почему? Чаще всего мнения детей разделяются и тогда можно предложить разделиться на две подгруппы – одна рисует город в одном цвете, другая подгруппа – многоцветный. Дети делятся по желанию. В конце занятия-игры оба листа (каждая подгруппа рисует на одном листе) выставляются на выставку, рассматриваются детьми и еще раз подводят итоги – что хорошо, а что плохо.                                                                              

IIвариант

В начале проводится игра "хорошо- плохо", например: снег зимой – это хорошо или плохо? Когда хорошо? Когда плохо?

А кто из вас считает, что снег это только хорошо? Или когда снег, хорошо ли?– воспитатель собирает эту группу детей и предлагает нарисовать картину, по которой можно было бы доказать, что снег – это хорошо. Аналогично набирается подгруппа, которая утверждает, что снег – это может быть и плохо. Для доказательства своего мнения им также необходимо нарисовать – что плохо. Нарисованные картины ставятся рядом, из каждой подгруппы дети выбирают "защитника", который доказывает точку зрения своей подгруппы. Или аргументированно доказывает, что может быть и плохо, и хорошо, но они считают…и т. д.

Тема: "Придумай и нарисуй картинку"

Цель: выявить уровень творческого воображения, способность ребенка 6–7 лет создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирать цветовую гамму.                          

Ход

Предложить детям закрыть глаза и задуматься, нарисовать картину. Времена года: зима. Использовать можно весь набор трафаретов.

Тема: "Тучи по небу летают"

Цель: выявить уровень проявления творческого воображения, способность применять, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые образы, выявить способность находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение, движение, изображать это на бумаге.                          

Ход

Вспомнить с детьми наблюдения о тучах. Определить, на что они похожи. Заметьте, что они постепенно изменяют свою форму. Нарисуйте их. Можно использовать метод "кляксографии".

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка.                                                                          

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляют созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах жизни.

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем знаний эстетического восприят...

Нетрадиционное техники рисования как неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.

Нетрадиционное техники рисования как неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической деяте...

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются п...

«Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ, как средство развития творческих способностей детей»

Особенность изобразительной деятельности детей с ОВЗ – недостаточность ручных умений и навыков. Ученикам сложно контролировать работу с краской и кистью, непросто с набором цвета на кисть, нет к...