Главные вкладки

    Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
    статья на тему

    Элина  Владимировна Трифонова

    Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

     «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

    М. Шклярова

    В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ  в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными  возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.»[9, с.4].

    Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы,  умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цветаРазвиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

     «Изобразительная  деятельность,  формирует практические  умения изобразительного искусства в  частности в рисовании,  обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах,  а также формирует предпосылки  для развития  творческой активности и художественных способностей».[6, с.25].

    Наш опыт работы по развитию  творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования - помочь детям  развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

    Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средствам  развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошкамирисование пальчиками.

    Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание  занятий носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества  каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

    Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

    Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.

    Методы и приемы,  которые мы используем на занятиях по нетрадиционному рисованию:

    Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

    Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

    Беседа – диалогическая форма. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.

    Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

    Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

    Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка.

    На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    • Игра, которая является основным видом деятельности детей.

    • Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

    • Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

    Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности, на развитие творческих способностей. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен.  Педагогу, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем и  рисование нетрадиционными техниками  один из эффективных методов решения данной задачи.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Рузанова Ю.В  Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В.Рузанова. -Санкт-Петербург.: КАРО, 2009г.-160с.

    2.Иванов Е. Я учусь рисовать./Е.С.Иванов- М.:ГАРТ, 1994г.-125с.

    3.  Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005-260с.

    5.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000-300с.

    6. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками /Н.А.Шаляпина. - М.:ООО ТЦ  Сфера,2016г.-70с.

     7. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками /Р.Г.Казакова.- М.:Творческий Центр , 2008-128с.

    8.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова. - М.: Скрипторий, 2008г.-71с.9.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/А.В. Никитина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016г.-96


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

    Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

    Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

    Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

    Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

    Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    «Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….»...

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...