Выступление на семинаре " Модель воспитательной среды ДОУ и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Алексеева Валентина Васильевна

выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_seminar.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления

для тубинфицированных детей № 60»

Выступление на региональном семинаре – практикум «Модель воспитательно –образовательной среды ДОО и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО» ИЭУ и П.

Тема : «Интеграция развивающих центров активности детей».

Подготовила : Алексеева В.В.

г.Нижнекамск, 2014

Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративных подход и к организации развивающих центров активности детей.

«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития  ребенка в образовательном процессе.

В концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

На основе такого подхода дети:

·                        активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

·                        проходят через закономерные стадии развития;

·                        обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

·                        неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе/

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции

.

Центры развития активности детей в групповых помещениях

Образовательная область

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра 

Познавательно-речевое направление развития детей 

Познание

Интегрируется с образовательными областями:

·                Чтение художественной литературы. 

·                Коммуникация.

·                Социализация.

·                Безопасность.

·                Музыка. 

Сенсорная комната

 

·                Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

·                Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

·                Формирование стремления к освоению.

 

Чтение художественной литературы

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Социализация

·                Музыка

·                Здоровье

Библиотека

· Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

· Развитие интереса к художественной литературе.

· Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

· Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений.

· Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.

· Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Коммуникация

Интегрируется с образовательными областями:

·                Социализация

·                Безопасность

·                Чтение художественной литературы

·                Познание

·                Труд 

·                Физическая культура

·                Здоровье 

Консультативный центр

· Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

· Формирование коммуникативных навыков.

· Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.

· Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.

· Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

· Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи

 

Физическое направление развития детей

Физическое развитие

Интегрируется с образовательными областями: 

·                Коммуникация

·                Познание 

·                Музыка 

·                Здоровье

·                Социализация 

·                Безопасность 

Физкультурный зал

·      Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

·      Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

·      Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

Безопасность

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Здоровье

·                Чтение художественной литературы 

- Игровой центр «Безопасность»

 

·      Приобщить детей к разным социальным ролям: пешехода, пассажира, водителя, инспектора ДПС, автослесаря.

·       Развивать навыки ориентирования в пространстве и различия дорожных знаков. Обучить различать транспортные и пешеходные светофоры, познакомить с работой регулировщика.

·      Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.

·       Привлечь внимание родителей к необходимости принимать активное участие в обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного и культурного поведения на дорогах

·       

 

Здоровье

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание 

·                Социализация

·                Безопасность 

Уголок «Расту здоровым»

·      Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.  

·      Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

·      Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития;

·       

Художественно-эстетическое направление развития детей

Художественное творчество

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Чтение художественной литературы

·                Коммуникации

·                Ручной труд

- Центр «Синтез искусств»

 

·                Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

·                Формирование навыков изобразительной деятельности.

·                Воспитание эстетических чувств.

·                Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·                Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

·                Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

·                Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

·                Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Музыка

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Чтение художественной литературы

·                Социализация

·                Физическая культура

- Музыкальные зал

·                Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.

·                Воспитание эстетических чувств.

·                Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·                Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

·                Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

·                Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

Социально-личностное направление  развития детей

Социализация

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Чтение художественной литературы

·                Труд

·                Коммуникации

·                Безопасность

-   Мини-музей «Изба»

-   Мини-музей кукол

·                Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

·                Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.

·                Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.

·                Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

·                Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.

·                Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Труд

Интегрируется с образовательными областями:

·                Познание

·                Чтение художественной литературы

·                Социализация

·                Физическая культура

·                Художественное творчество

- Экологический центр

·                Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.

·                Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

·                Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;

·                Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.

·                Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

·                Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.

Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ   -  социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...

«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»

В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образов...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»

Цель: 1. Показать педагогам основные приемы работы с интерактивной доской «StarBoard».2. Познакомить с компьютерной программой к презентации, направленной на формирование базовой компетент...