«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»
консультация на тему

В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса.

В соответствии со статьей 64 закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Статья 41 вышеназванного закона предусматривает охрану здоровья обучающихся, которая включает в себя, в том числе: - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; - пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; - организации и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятий ими физической культурой и спортом; - обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; - профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; - проведение санитарно- противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_larkinoy_seminar_2016.docx38.55 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_evseevskie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева

Управление образования Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Факультет педагогики и художественного образования

Кафедра методики дошкольного и начального образования

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Выступление

«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»

 (Межрегиональный научно – практический семинар 

«Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования»)

 Подготовила:

воспитатель

                       МАДОУ «Детский сад №41

                       присмотра и оздоровления»

           Ларькина Мария Николаевна

Саранск- 2015 -2016 уч. г.

В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса. 

В соответствии со статьей 64 закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Статья 41 вышеназванного закона предусматривает охрану здоровья обучающихся, которая включает в себя, в том числе:

- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

- организации и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятий ими физической культурой и спортом;

- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей  образовательную деятельность;

- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- проведение санитарно- противоэпидемических и профилактических мероприятий.

       Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное,  установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»).

        Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса;

- повышения качества образования;

- экономии всех видов ресурсов;

- единства измерения результатов образовательного процесса.

      Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

     ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. 

     Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

   Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

    Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.

В условиях реализации ФГТ образовательная область «Безопасности» была выделена  из области «Социализация» в отдельную образовательную область. Одним из факторов, повлиявших на обособление данной образовательной области, является определенная сложность работа педагогов, т.к. возрастные особенности детей дошкольного возраста не являются благодатной почвой для решения задач области «Безопасность». Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). К тому же безопасность дошкольника, во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

В соответствие с ФГОС образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализует, среди прочих, задачу формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

В соответствие с ФГОС образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной (в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере); становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Таким образом, можно проследить  интеграцию двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», реализация которых проводилась в условиях ФГТ.

      Вышеперечисленные задачи образовательной области «Физическое развитие» в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

     Педагоги дошкольных учреждений могут ориентироваться на следующие программно-методические пособия, которые помогут им в реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие».

Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детский сад работает в режиме инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сал – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, коллектив дошкольного учреждения в процессе инновационной деятельности выдвигает на первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса. Реализацию этих областей мы начали с пересмотра перспективных планов. Были разработаны планы:  инструктором по физической  культуре по образовательной области «Физическая культура» и педагогами по областям «Здоровье» и «Безопасность» в соответствии с требованиями ФГТ (приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"), которые осуществляются в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения разработала комплексно – тематическое планирование образовательного процесса. В настоящее время педагоги перерабатывают и дополняют уже существующие планы в соответствии с ФГОС.

         Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста.

       Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего прибивания в детском саду, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого ребенка.

в-

       Все, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная среда является гарантией, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.

      Для организации самостоятельной, индивидуальной деятельности в группе нами создана предметно - развивающая среда: физкультурно-оздоровительные центры, центры по изучению правил дорожного движения, уголки «Поликлиника», «Аптека» и др. Пособия и нетрадиционное оборудование в уголках изготовлено руками педагогов совместно с родителями. В группах имеются тематические настольные и дидактические игры, альбомы, таблицы, модели (в соответствии с возрастом детей). Педагоги обращают внимание и на создание благоприятных условий в помещении: в каждой группе имеется люстра Чижевского, бактерицидные лампы.

В рамках реализации образовательных областей «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» программа «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой и др.) предусматривает организацию:

* образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,

познавательно-исследовательской,  восприятия художественной литературы и фольклора,  самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной,  музыкальной, двигательной;

*образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

*        в самостоятельной деятельности детей;

*        в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

     В старшем дошкольном возрасте организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно - познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Интеграция областей физического направления происходит:

во время занятий физическими упражнениями (утренней гимнастикой, физической культурой, гимнастикой после сна, подвижными и спортивными играми);

проведения закаливающих процедур (прогулок на свежем воздухе, водных процедур, воздушных ванн и т.п.);

внедрения в работу с дошкольниками нетрадиционных форм оздоровления (дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различных видов массажа).

       Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней), праздников и развлечений, где прослеживается в тесном контакте интеграция всех областей. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.

В рамках проведения Дня здоровья в средней группе был проведен оздоровительный досуг «Прогулка в лесу». В целях формирования у детей представления о здоровье, как одно из ценностей жизни, педагог использовала дыхательную   гимнастику,   пальчиковую   игру   «Шишки»,   физкультминутку

«Гимнастика для лесных зверушек», оздоровительные игры по Галанову А. С. («Сова и мыши», «Собери шары»).

          Дети старшего дошкольного возраста участвовали в музыкально-спортивном празднике «День здоровья», в подготовке и проведении которого приняли участие физинструктор, музыкальный руководитель, воспитатели. С участниками команд «Айболит» и «Мойдодыр» была проведена викторина «Что, мы знаем о здоровье», комплекс гимнастики для глаз, игровой самомассаж ушных раковин, игры - эстафеты: «Заморочки из мешочка», «Веселый кенгуру», «Полоса препятствий». Прозвучали стихи и песни о спорте. На каждом этапе соревнований дети получали сувениры. Победители были награждены дипломами за участие и хорошие результаты. Дети получили знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.

     Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей ценностей здорового образа жизни.

    Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе нашего дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.

    Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах: «Генеалогическое спортивное древо семьи», «Создание безопасного маршрута «Детский сад - дом»,проявляя при этом творческие навыки, изучают историю семьи , закрепляют навыки безопасного поведения в условиях города.

Родителей привлекаем к участию в совместных занятиях, досугах, праздниках.

    Был организован и проведен досуг «Путешествие в страну Светофора», в котором принимали участие педагоги, родители и дети. С участниками была проведена викторина «Дорожные знаки», игры - эстафеты «Зебра», «Автобусная остановка» «Самокаты». Родители вместе с детьми отгадывали загадки, с большим удовольствием участвовали в соревнованиях. Дети совместно с родителями подготавливали выставку с рисунками «Наш друг Светофор». И дети, и родители получили возможность убедиться в том, что знание и соблюдение правила дорожного движения, безопасное поведение на улице - одна из основ сохранения здоровья, благополучного будущего взрослых и детей.

        В итоге можно сделать вывод, что интеграция образовательных областей приносит свои результаты: дети учатся думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГОС, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.



Предварительный просмотр:

 

   ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт

 имени М.Е. Евсевьева»

Управление образования Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Факультет педагогики и художественного образования

Кафедра методики дошкольного и начального образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Выступление

 «52-ЕВСЕВЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

 «ЧТО ЗНАЧИТ  «ИЗОТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ)

                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                   МАДОУ «Детский сад№41

                                                                                   присмотра и оздоровления»

                                                          Ларькина М.Н.

Саранск 2015 - 2016 уч.г.

Многие  дети, которые приходят в   детский сад, имеют особенности в        развитии, соматической, сенсорной, речевой и психологической сферах. К  сожалению, статистика показывает, что таких детей с каждым годом  становится все больше. Закомплексованные, застенчивые дети – робкие, тихие, всегда замкнутые, неуверенные в себе, испытывающие чувство тревоги. Они бояться показаться “неумелыми” на фоне других детей. Как часто рисунки таких детей “поражают” невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не умеют ими воспользоваться или не решаются это сделать. Необходимо помогать таким детям, увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

  Обращаем внимание взрослых на то, что выполняя необычные упражнения и играя с детьми, можно не только преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, но и дать возможность получить огромную радость от общения друг с другом, а также развить художественные способности, технические навыки.

  Тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

То есть, изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции.

Основной принцип изотерапии   – подход к коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводиться коррекционно-развивающая работа, требует не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

По разным разделам изотерапии подобранна много игр и упражнений, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств, коррекции осанки, на снятие агрессии, застенчивости, страхов, на развитие адекватной самооценки.

Игры и упражнения, а также техника и материалы, которые используются на занятиях, учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Например, техника коллажа, когда изображение составляется из готовых журнальных вырезок, подходит для снятия у детей тревожности, связанной с рисованием. Картинки, фотографии из журналов, объемные предметы, маленькие игрушки помогают создавать задуманные образы, особенно тем детям, которые твердо убеждены, что у них ничего не получится с красками и карандашами. Именно работа в техники коллажа создает необходимое для тревожных детей чувство защищенности и безопасности в ходе творческого процесса.

Для эмоционально  зажатого ребенка территория, отведенная для творчества, приобретает особое значение. Каждому ребенку желательно выделить большее пространство для рисования, чтобы он мог сидеть не вплотную к своему соседу.

Главное в процессе рисования – это не качество рисунка, а свобода действий. Таким детям более полезны изобразительные материалы, требующие широких, свободных движений, включающих в работу мышцы всего тела. Листы бумаги для работы должны быть больших размеров.

В процессе работы ребенок концентрирует внимание не столько на том, что он рисует, сколько на том, как это происходит. Краски  провоцируют спонтанность в рисовании, помогают эмоционально  зажатым детям более ярко и открыто проявить разнообразные эмоции, проявить собственные переживания.

Плоскостью для рисования может служить не только стол и мольберт. Рисунок можно выполнять на полу, предварительно застелив его. Листы обоев (обратной стороной) можно закрепить на стене. Оборудованная таким образом плоскость для рисования позволяет ребенку раскрепостить свое тело, ребенок может двигаться в процессе рисования. Разрисовавшись, у детей   появляется желание сделать работу  сообща.

Каждый детский рисунок, каждая поделка отличаются неповторимыми индивидуальными особенностями, характеризующими автора – ребенка.

Детский рисунок – это не просто  красивая картинка  для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире.

Выполняя необычные упражнения, и игры с детьми, можно помочь детям не только преодолевать эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, воображение, смекалку, но и давать возможность получать огромную радость от общения друг с другом, а так, же развивать художественные способности, технические навыки.

Широкое коррекционно-развивающее содержание технологии  изотерапия   становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей и интересов. В работе с детьми используются разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них.

 Марания.
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д.

Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
Монотипия
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.  Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.
      На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО-ТО!
     Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!
Можно получать разные оттиски:
•  если проглаживать верхний лист с разным нажимом;
•  если на оригинал наносить много/мало краски;
•  если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
— полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется

именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.
Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.  Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившимся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.


Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание

тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.  Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.  Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.


 
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение

получается «лохматым», пушистым,  малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование предметами окружающего пространства 
На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Рисование пластилином.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Рисование под музыку.
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать

акварель или восковые мелки.
Кляксы. 
Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать на
Рисование на мокрой бумаге.
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку  особое наслаждение подарит много положительных эмоций.


 Цель занятий: не научить ребенка рисовать, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.  Одна из задач изотерапии и чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.

Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ   -  социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....

Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Прогулка в лес» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват...

Управленческий проект "Совершенствование системы социально-коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО"

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников, являя...

«Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и физическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательн...

«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...