консультация для воспитателей " Как понять рисунок ребенка?"
консультация на тему

Давлетбаева Ирина Игоревна

Изобразительная деятельность - одна из ведущих деятельностей дошкольников, которая помогает развивать мелкую моторику, оринтировку в пространстве и много других образовательныых задач. Так же умея правильно диагностировать рисунки, воспитатель может понять внутренний мир ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей " о чем говорит рисунок ребенка?"

Программное содержание: - Ознакомление с методиками диагностики рисунков

- рассказать на что следует обратить внимание, при работе с рисунком.

Ход консультации.

Любящие папы и мамы часто даже не подозревают, что смысл их жизни  сын или дочка  могут испытывать чувства, с которыми сложно справиться даже взрослому человеку, например, от астении (общее состояние слабости всего организма, бессилие) до депрессии. Ведь дошкольники еще слишком малы, чтобы понимать свои ощущения и страхи, и еще не умеют выразить словами, что их беспокоит. 
Рисунки детей, если их правильно «читать», помогут узнать об психологическом и эмоциональном состоянии ребенка, увидеть семью его глазами, разобраться, не травмируют ли малыша слова, отношение к нему и в целом поведение взрослых. 
Правильно оценить умственное развитие дошкольника можно по его творчеству. Считается нормальным, если до трех лет кроха, осваивая карандаш, рисует черточки и круги. Затем он пытается изобразить человека, как правило, в виде головастика.К четырем годам юный художник схематично рисует папу или маму — «палка - палка огуречик». К пятилетнему возрасту прорисовывает голову, глаза, руки и ноги. Шестилетки добавляют детализацию: волосы, нос, губы, пальцы. А еще через год у фигурок появляется шея, одежда и даже ее мелкие детали. Анализировать работы юного художника на предмет эмоционального состояния есть смысл с четырех-пяти лет. 
Дайте ребенку карандаши (12 цветов), альбомный лист и предложите нарисовать всю семью. При этом ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс. Просто наблюдайте. 
Построение по ранжиру. Первым на ватмане появится самый важный для малыша человек. Себя же он нарисует рядом с тем, к кому испытывает наибольшую привязанность. А вот крайним окажется наименее симпатичный для него родственник. 
Композиция. Хорошо, если все фигурки изображены на близком расстоянии или держатся за руки, или заняты общим делом, что означает лад, а также дружеские и доверительные отношения. Однако чрезмерная скученность может быть символом того, что родители оставляют малышу слишком мало личного пространства и чрезмерно опекают его. 
В тех случаях, когда каждый персонаж сам по себе (между ними достаточно большое пространство, а также имеются перегородки, например, стены или мебель), то можно говорить о разобщенности и недостаточной близости. 
Тревожный знак  отсутствие на полотне кого-то из родственников или изображение его в профиль, со спины, незаконченный «портрет». Это свидетельствует о конфликте, безразличии, а иногда даже о чувстве неприязни ребенка. 
Плохо, если малыш нарисовал себя отстраненно от всех, например, в углу картины. Еще хуже, когда автора вообще нет на полотне или, наоборот, когда он нарисовал лишь себя одного. Конечно, не исключается, что конфликт  временный и художник сильно обижен. Но можно предположить и другое: маленький человечек чувствует себя отверженным, ненужным,а также не идентифицирует себя с семьей. 
Техника письма. Обратите внимание на то, с каким нажимом на карандаш рисует дитя, так как это показатель психомоторноготонуса. Так легкие (почти пунктирные) и неуверенные контуры говорят о робости, пассивности, а иногда и истощенности психики. 
Постоянное стирание резинкой  показатель неуверенности и тревожности. При этом, если работу малыш выполняет сначалалегкими штрихами, которые потом наводит потолще, это означает попытку контроля над своей тревогой. 
Размашистые линии с умеренным нажимом предполагают определенные затруднения с самоконтролем. 
Жирные линии, продавливающие альбомный лист, свидетельствуют об импульсивности или напряженности. Когда грифель буквально рвет толстую бумагу, можно предположить признаки возбужденного состояния, конфликтности или агрессивности.
Кроме того, если обычно малыш рисует с нормальным нажимом, а на портрете семьи кто-то из родственников выполнен резкими и прерывистыми линиями, то это говорит о том, что взрослый ему неприятен. И наоборот  самый любимый человекбудет нарисован мягкими и плавными линиями. 
Размер имеет значение. Если кто-то из членов семьи изображен самым большим, но не крупнее 2/3 листа, это можно считатьнормой. Причем внушительным по размеру, всегда оказывается или наиболее значимый для малыша человек, или тот, кто его подавляет (тут имеет значение цвет). Но когда изображение занимает почти весь ватман или даже не помещается на него, означает, что в данный момент ребенок находится в стрессовом состоянии или очень импульсивен. А вот маленькими человечками  ребенок изображает ненужных для себя людей. Слишком миниатюрный рисунок часто свидетельствует о низкой самооценке или депрессии. Кстати, если работы, то большие, то маленькие, — отпрыск эмоционально нестабилен. 
К слову, на картине могут появиться и «лишние» человечки. «Расшифровка» — дошкольник испытывает дискомфорт и хочет изменить ситуацию. 
Автопортрет художника. Он расскажет все, что необходимо знать о малыше. Если автор изобразил себя вровень росту взрослых или даже чуть выше, — он чувствует себя важным человеком в семье, если же существенно выше папы и мамы, значит, хочет доминировать, плюс он эгоцентричен. Нарисовал себя слишком маленьким  не хватает внимания, иногда это говорит о том, что малыш унижен. 
Кроме того, если автор рисунка «мельчит», плюс смещает портрет к краям ватмана, значит, требования родителей к ребенку завышенные, а это подрывает его веру в собственные силы, плюс мало положительных эмоций. 
Прорисовка деталей также многое говорит об эмоциональном состоянии. Глаза большие и широко раскрытые  тревожность,зачеркнутые  страх. Открытый рот, детально выписанные зубы, кулаки и ногти, зубы  желание защититься от давления взрослых, иногда может даже трактоваться как признак агрессивности. Наличие любого головного убора  необходима защита. Руки в карманах  неуверенность. Ноги на ширине плеч  чувствует себя хорошо. Уши (их, правда, изображают редко) — слова родителей не пустой звук. 
А вот старательно прорисованные руки  стремление быть сильнее, подавить враждебность. Если же автор вообще изобразил себя без рук, — подавленность. 
Выбор цветов, которым отдают предпочтение дети, отражает их эмоциональное состояние и развитие. Считается нормой использование палитры из пяти-шести красок или карандашей. Большая гамма может свидетельствовать о натуре чувствительной и эмоциональной. 
Конечно, следует обязательно делать поправку на возраст. С одной стороны, малыш знакомится с цветами, поэтому изучает все карандаши, а с другой, — в два годика он может выбрать один яркий цвет лишь потому, что грифель оставляет хорошо заметные «следы». 
Не стоит нервничать, если на каком-то рисунке дошкольника вы увидите лишь один-два тона (скорее всего, есть какая-то ситуативная проблема). 
Однако постоянное преобладание определенной тональности может свидетельствовать об эмоциональном состоянии. Кроме того, сигнализирует об усталости, общей слабости, бессилии и даже депрессии. Однако даже в этом случае самого любимогочеловека малыш нарисует яркими цветами. 
Анализируя работы сына или дочки, обязательно надо помнить, что по одному рисунку (это настроение «здесь и сейчас») правильно определить состояние ребенка невозможно. А вот серия картин, выполненная в разное время и при разных обстоятельствах, покажет определенную тенденцию. 
Анализируя рисунок ребенка, прежде всего, обратите внимание на то, какие чувства он вызывает: кажется, радостным или грустным, спокойным или агрессивным, тревожным или уверенным. Затем, чтобы лучше понять работу и узнать много важной информации, поговорите с малышом. Для этого надо грамотно построить диалог: нельзя критиковать и задавать прямых вопросов, плюс интонация должна быть доверительной. Для начала поинтересуйтесь: как ты назвал свой рисунок; ктона картине; чем занят ты, папа, мама, сестренка, братик, бабушка дедушка; какое у них настроение и что они чувствуют? А затем предложите поиграть. Спросите: если бы человечки могли разговаривать, что они сказали бы друг другу? Попробуйте поддержать этот выдуманный разговор и дайте ребенку ответить за каждого члена семьи. Слушая малыша, можно уточнять и прояснять непонятные вам моменты. Если удастся разыграть подобную беседу, то вы поймете общее настроение от изображения, а главное  узнаете о возможных проблемах маленького человека, что позволит их устранить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ПРИРОДА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ."

В статье дано описание работы с детьми подготовительной группы по преобщении к миру природы, передавая положительные отношения, эмоциональные переживания в изобразительной деятельности ...

консультация для воспитателей "Проявление эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках дошкольника"

Проявление эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках дошкольника Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности реб...

Консультация для воспитателей « Методика и организация конструирования по рисунку»

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с согласия детей....

Консультация для воспитателей и родителей: «Разучивание стихотворений с использованием рисунков – пиктограмм»

Чтобы обучить другого,  требуется больше ума, чем чтобы научиться самому”.  М.Монтень Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (...

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности."

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения  дошкольников изодеятельности." ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей  «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»...

Консультация для родителей «Развивающие игры для ребенка5-6лет»

Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку.  К 5-6 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтен...