Августовская педагогическая конференция Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Турищева Наталья Олеговна

Введение

 

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому данная проблема является актуальной.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.

Цель: Повышение профессионального уровня по теме гендерного воспитания, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

1)  Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей;

2)  Формирование у родителей гендерной компетентности;

3)  Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и общения.

План работы по теме:

1)  Изучить литературу по теме;

2)  Ознакомиться с требованиями ФГОС по гендерному подходу к воспитанию детей;

3)  Консультация родителей на тему: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»;

4)  Изготовить дидактические игры и пособия по гендерному воспитанию;

5)  Внедрить в работу с детьми новые дидактические игры и пособия;

6)  Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях ДОУ»;

7)  Родительские собрания по проблеме гендерного воспитания;

8)  Отчет о проделанной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

Семилукского муниципального района

Воронежской области

Августовская педагогическая конференция

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Составитель конспекта:

Педагог-психолог

Рыбась Наталья Олеговна

2017 г.



Предварительный просмотр:

Введение

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому данная проблема является актуальной.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.

Цель: Повышение профессионального уровня по теме гендерного воспитания, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей;
  2. Формирование у родителей гендерной компетентности;
  3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и общения.

План работы по теме:

  1. Изучить литературу по теме;
  2. Ознакомиться с требованиями ФГОС по гендерному подходу к воспитанию детей;
  3. Консультация родителей на тему: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»;
  4. Изготовить дидактические игры и пособия по гендерному воспитанию;
  5. Внедрить в работу с детьми новые дидактические игры и пособия;
  6. Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях ДОУ»;
  7. Родительские собрания по проблеме гендерного воспитания;
  8. Отчет о проделанной работе.

«Гендерное воспитание в условиях детского сада»

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: «sex» и «gender». Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе – пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Итак, пол – это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

 В то же время гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Важность гендерного подхода в воспитании:

  1. Развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненных ролей, не может быть гармоничным без гендерно-ролевой социализации;
  2. Недостатки формирования гендерных ролей приводят к нарушению половой и гендерной идентичности, а это, в частности, может причинить проблемы в будущих половых контактах, семейной жизни, воспитании детей.

Психологические отличия мальчиков и девочек

1) Девочки более послушны, чем мальчики;

2) Мальчики больше хотят отличиться;

3) Мальчики более изобретательны, чем девочки;

4) Девочки более работоспособны, чем мальчики;

5) Мальчики занимают больше места;

6) Мальчики не должны плакать;

7) Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

Чем отличаются мальчики от девочек:

  1. Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

  2. Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;

  3. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;

  4. Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;

  5. Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;

  6. Девочки – ладонью;

  7. Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

  8. Девочки поворачивают только голову;

  9. У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

  10. Девочки дышат грудью;

  11. Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

  12. Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

  13. Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

  14. Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

  15. Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

  16. Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

  17. Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;

  18. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину;

  19. Пояс на халате завязывают ниже пупка;

  20. Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;

  21. Уши затыкают ладонями;

  22. Уши затыкают пальцами;

  23. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

  24. Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

  25. Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

  26. Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

  27. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.

  28. Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок

Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Для     того, чтобы     предоставить     равные     возможности     в обучении существует:

3 типа мотивации:

  1. игровая (стимулирует   детей, если   в   содержание   включены   способы построения);
  2. личная   заинтересованность   детей   к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры);
  3. общение детей с взрослыми (будет стимулировать детей   в том, случае, если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика, что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  1. На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  2. На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  3. На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Таким образом, представляю вашему вниманию нашу совместную работу по созданию в группах условий, способствующих гендерной социализации детей и успешное оформление предметно-развивающей среды в группах: обновление уголков для мальчиков и девочек, приобретение нового материала для реализации гендерного развития детей.

В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете: инструктор по физической культуре провела консультацию «Использование гендерного воспитания на занятиях физической культурой», педагогом-психологом был проведен семинар-практикум для педагогов «Гендерное воспитание в условиях детского сада» и разработаны практические рекомендации по гендерному воспитанию. После педсовета воспитателем второй младшей группы была разработана картотека дидактических игр по гендерному воспитанию, воспитатель средней группы провела консультацию для педагогов по теме «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в группах детского сада в условиях реализации ФГОС».

Все воспитатели детского сада провели открытые занятия по теме гендерного воспитания, занятия проводились в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа мероприятий в ДОУ.

Воспитателями были разработаны и показаны комбинированные занятия, на которых были представлены различные методы изучения и закрепления нового материала. В процессе занятий совершенствовались знания и умения, полученные в ходе изучения темы «Гендерное воспитание».

На занятии были использованы различные методы обучения (словесные, наглядные, практические; интерактивные, индивидуальные, групповые, фронтальные), что позволило сделать занятие насыщенным и разнообразным. Это помогло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и выполнить все поставленные воспитателем цели и задачи.

С целью педагогического и психологического просвещения  родителей по вопросам воспитания мальчиков  и девочек в «Уголках для  родителей» оформлялась наглядная  информация, на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты.

Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дочки-матери или Азы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, С.М. Гунич – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009;
  2. Если вы растите дочь, Л.В. Климина – СПб.: Детство-Пресс, 2012;
  3. Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной – М.: ТЦ Сфера, 2016;
  4. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций – М.: Центр педагогического образования, 2013;
  5. Полоролевое развитие детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

познакомить педагогов с особенностями гендерного воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода к полоролевому...

Августовская педагогическая конференция Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направлен...

Серия педагогических мероприятий по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада.

Весь материал систематизирован и представлен в виде занятий, развлечений. Все занятия призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских р...

Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»...

Сомообразование Тема:Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредствам различных видов деятельности.

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»...

План работы по самообразованию на тему " Гендерное воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада"

Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния ...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...