План работы по самообразованию на тему " Гендерное воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада"
материал (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboy_po_samoobrazovaniyu.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 23»

План работы по самообразованию на тему:

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях семьи и детского

сада»

Воспитатель: Недведская Ирина

                            Викторовна

2021-2022г.

Введение

Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

В настоящее время на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.

Цель: Повышение собственного профессионального уровня по теме, систематизирование работы гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и в семье.

Задачи:

1.Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

2.  Воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

3.  Развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

4. Развивать чуткость и, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

5. Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

6. Закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

7.  Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Ожидаемый результат работы.

Создание картотеки игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные театры, оформлены тематические уголки по данной теме.

У детей увеличатся знания о видах профессий. Дети станут называть причины разделения труда. Существенно увеличатся представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения.

Гендерный подход позволяет говорить об индивидуализации образования и индивидуальном творчестве. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

Организация педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного опыта гендерного поведения («Мужской и женский этикет»,

«Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!», «Утреннее приветствие» и т. д.).

Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменится более сложными. Повысится эмоциональный настрой детей на противоположный пол.

После работы дети называют более существенные характеристики пола, например, мальчики сильные, смелые, защищают девочек и поэтому иногда дерутся, а девочки слабые, поэтому когда их обижают, они плачут. Эти изменения найдут свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики станут проявлять заботу о девочках.

 Девочки научатся видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.

  Изучение методической литературы сентябрь - май                                                   

1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях.» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

2. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

3. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2015.

4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 (часть 2). – с. 453-456; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000426 (дата обращения: 07.09.2014).

6.  Колесов Д. В. «Беседы о половом воспитании». – М. Педагогика, 2008г.

7. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.

8.  Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Авт. канд. пед. н., СПб, 1999

9. Изучение труда «Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки» И.А.Загайнова в интернете

10. Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” 

11. Изучение работы Клециной И.С. «Гендерная социализация» 

 Работа с родителями.

Цели:

-способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начала мужественности и женственности у дошкольников;

-создать условий для становления гендерной идентичности ребенка в семье

 и ДОУ;

-повышать компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания;

-своевременная  (соответствующая возрастным и половым особенностям

детей), полоролевая социализация дошкольников;

 

Работа с родителями.

Сентябрь 

Папка-передвижка: « Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»

Октябрь 

Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь 

Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку?»

   

Декабрь 

Советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие    мальчиков».

 Январь

Рекомендации  дидактических  игр по гендерному воспитанию.

Февраль

Памятка : «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях».

Март

Конкурс фотографий: «Папа с ребенком и Мама с ребенком»

Апрель

Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

Май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

                           

Работа с детьми:

 Сентябрь

«Смотрите, какой я!»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

• Дидактическая игра «Одень куклу»
• Рисование «Мой портрет».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела.

                                                            Октябрь

«Кто- есть кто»

Развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное

• Инсценирование сказки «Курочка- Ряба»
• Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением.
• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе» 

                                                             Ноябрь

«Я среди других»

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

• Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...»
• Разучивание песен о дружбе.
• Просмотр мультфильма «Чебурашка»
• Конструирование из строительного материала «Домик для друзей»

                                                             Декабрь

«Я и моя семья»

Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье

• Выставка семейных фотографий.
• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»

                                                             Январь

«Кто я?»

Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности

• Лото «Профессии»
• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Презентация « Стройка», в  «Парикмахерская».
• Работа с картинками «Манеры поведения»

                                                        Февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Чтение стихотворения Э Успенского «Если был бы я  девчонкой»
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества

                                                             Март

«Мир девочек»

Воспитывать культуру общения с детьми противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье».

 Аппликация «Открытка для мамы».

Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...»
Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

                                                              Апрель

«Я родился!»

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Кто кем был?».

Отгадывание загадок о животных и их детенышах.

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».

Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

                                                                 Май

«Я среди чужих»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе.

Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением.  

Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»...

План работы по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

План работы по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

план работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников

план работы по самообразованиюТема: "Экологическое воспитание дошкольников"...

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...