Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
материал

Привалова Алина Фердаусовна

Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektu.docx15.63 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt920.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

 Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола «Я- девочка» и «Я- мальчик». И так будет всегда.

Актуальность темы

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей и их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными.

 Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 2-3 лет, т. к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу.

Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Грамотная работа по созданию условий в группе, способствующих гендерной социализации детей, должна принести положительные результаты. Родители дополнят свои знания об особенностях воспитания детей разного пола.

 Расширится кругозор детей, увеличится объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Обогатится культура поведения и общения детей.

Полученный нами опыт в процессе осуществления проекта будет совершенствоваться.

Мальчики и девочки – два разных мира. Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учетом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По прошедшему году  работы, мы увидели, что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в работе.                                                                      

                                                                                                       Подготовила Привалова А.Ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ Подготовил: Воспитатель Привалова А Ф.

Слайд 2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Гендер — психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом . Пол — биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку . Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с учётом их пола (полоролевое воспитание).

Слайд 3

Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы .

Слайд 4

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Слайд 5

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ На интересы и потребности девочек и мальчиков. Позволять мальчикам участвовать в дружеских потасовках. Поощрять объединения девочек и мальчиков.

Слайд 6

ВАЖНО!!!!!! Мальчики Способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться .

Слайд 7

ВАЖНО!!!!!!! Девочки Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.

Слайд 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры. Девочки Мальчики

Слайд 9

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. Девочки Мальчики

Слайд 10

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия. В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого. Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. Девочки Мальчики

Слайд 11

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В период раннего и дошкольного детства формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

Слайд 12

Наблюдая за поведением детей в самостоятельных играх, мы выделяем конкретные пути работы с каждым ребёнком, ставя перед собой следующие задачи: * научить ребёнка играть; * содействовать объединению детей в игре; * тактично руководить выбором игры; * приучать детей соблюдать во время игры правила; * воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Слайд 13

Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

Слайд 14

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Мальчики в начале под руководством воспитателей, а затем самостоятельно конструируют, это может быть большая машина, самолёт, вагон поезда и т.д.

Слайд 15

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, мы обращаем внимание на следующее: - На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемого образа женского и мужского поведения. - В процессе работы мы как воспитатели обращаем внимание на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери. - На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «Путешествий», в которых на мальчиках представляется возможность поиграть мужскую модель поведения.

Слайд 16

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Слайд 17

«ЧЕМ ПОХОЖИ НАШИ МАМЫ? ЧЕМ ПОХОЖИ НАШИ ПАПЫ?» Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу, любят своих детей, заботятся о них.

Слайд 18

«ПОЖЕЛАНИЯ» Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка) Ход игры: Дети встают в круг, передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....»

Слайд 19

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ» Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Материал: мячик Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

Сомообразование Тема:Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредствам различных видов деятельности.

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...