Введение процесса индивидуализации в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Коноплева Инна Владимировна

Дошкольное детство – важный период жизни человека. Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода в жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности, компетентности – основы успешности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. Особое место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.  Основополагающими положениями является принцип индивидуализации дошкольного образования и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Основные нормативно-правовые аспекты индивидуализации в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya.odt21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Введение процесса индивидуализации в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное детство – важный период жизни человека. Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода в жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности, компетентности – основы успешности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагают большие надежды, т.к. успех во многом зависит от правильного старта. Давайте вспомним основную нормативно-правовую базу:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, ст.9 и 14 — устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
  • «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»– это изменение всей системы образования, направленной на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. Вспомним с вами, что Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» вступил в силу с 1 января 2014г. Он выделяет несколько направлений, среди которых особое место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.  Основополагающими положениями данного документа являются принцип индивидуализации дошкольного образования и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Рассмотрим вначале понятие индивидуальность — это особая форма бытия индивида, в рамках которой она обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под индивидуальностью понимают психологическую неповторимость человека. В философии «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, действуя как неповторимая система, сохраняя свою целостность. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать — она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы эта способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными. Часто в своей работе мы используем термин «индивидуальный подход» - это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции и дальнейшего развития. (Л.В.Свирская) Индивидуальный подход чаще всего состоит в выявлении индивидуальных особенностей развития, поведения, уровня академической успеваемости, требующих, сточки зрения взрослого коррекционно-развивающего воздействия.

Индивидуализация — это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. В целом индивидуализация связана не только с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать личный вклад ребенка в процесс обучения, развития, и саморазвития. В основе данной концепции — понимание того, что не существует двух детей, которые могли бы обучаться и развиваться совершенно одинаково. Прежде всего индивидуализация образования означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить» информацией, а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе со взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания. Таким образом основная цель индивидуализации обучения — содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

В условиях дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, так как каждая группа детей представляет собой уникальное сообщество с собственными неповторимыми характеристиками. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. Даже в параллельных группах детского сада, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному. В одной группе требуется больше времени для того, чтобы дети освоили, например, счет, в другой на эту же работу нужно немного меньше времени и усилий. Более глубокий слой групповой индивидуализации связан с конкретными интересами и потребностями детей и взрослых. Например, личная увлеченность педагогов вопросами экологического образования, наличие среди воспитанников родителей увлекающихся цветами, работников ветеринарной станции, высокая познавательная активность, расположение группы на солнечной стороне здания — все это в совокупности нашло свое выражение в создании в группе прекрасного уголка природы, предоставляющие широкие возможности для образовательной деятельности. В другой группе представители семей воспитанников водители-профессионалы, поэтому социальная и родительская активность некоторых пап нашла свое воплощение в создании авторского уголка движения; количество мальчиков в этой группе превышает количество девочек, педагоги молоды и спортивны. В результате мы можем наблюдать совершенно отличающие образовательные ситуации, хотя обе группы работают по одной и той же программе. Помимо разности во внешних условиях, в каждой группе формируется своя социокультурная ситуация, очевидно и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут разные.

Индивидуализация может проходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Например, некоторые дети увлечены конструированием, другие рисованием. Помимо объединяющих детей видов деятельности, индивидуализация образования может проявляться как результат общности проживания какого-либо события (поездка нескольких детей на дачу, поход в театр).

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Это характерно для каждого ребенка, так как каждый — уникальная личность. Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Даже в ситуации, когда вся группа увлечена выращиванием растений, у детей прослеживается индивидуальный интерес только к определенному виду растений или только к определенному действию. Чаще всего при общей увлеченности каким-либо делом у каждого ребенка сохраняется и свой отличающийся от других интерес.

А сейчас познакомимся с методами индивидуализации обучения.

Метод реагирования — предоставление детям право участвовать в планировании, обеспечении реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. В этом случае внимание педагога направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей. Он включает в себя наблюдения за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогут детям поставить и реализовать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижение поставленных детьми целей. Если цели достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты — условия и методы поддержки пересматриваются. Примером обучения метода реагирования является использование модели трех вопросов: дети знают; дети хотят узнать; предполагают, как можно узнать.

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности — например, в уголке по изо деятельности подгруппа детей работает над созданием космических ракет. Тот факт, что несколько детей одновременно находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. У каждого ребенка есть свое представление, как будет выглядеть ракета, из какого материала она будет сконструирована, в какой последовательности будет осуществляться сборка. Педагог помогает им сделать то, что они хотят. Задача педагога — помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному помочь словесными указаниями, другому предложить схему, модель или рисунок, третьего подбодрить, четвертому оказать практическую помощь. В процессе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предложить варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок.

Тщательный отбор материалов — игрушки и пособия, используемые для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Например, работая с пазлами (количество элементов от 6 до 240), ребенок может выбрать сюжет или уровень сложности картинки, однако способ использования деталей будет одним и тем же — складывание. В тоже время пластилин, песок, вода, строительный набор, ЛЕГО, бросовый материал обладают большей гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Такая вариативность создает оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.

Метод «строительных лесов» - в основе лежат идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития — границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагога, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Иррадирующее обучение (от слова иррадиация — распространение, увеличение) — основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание, или умение, может быть сначала представлено желающим в центре науки. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новый предмет, т. е. нечто, чего в опыте детей еще не было. 1-е действие: у нас появилась новая игра. Тем, кто хочет научиться может прийти в центр науки. 2-е действие: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что-то новое, давайте расскажем об этом всем ребятам...3-е действие: если вы хотите что-то узнать можете обратиться к Ире или Алеше. Получая внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребенок, как правило стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит. Если такая передача опыта культивируется в группе, как ценность, т. е. взрослые всячески поддерживают ребенка, то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.

Использование этих (не исключая возможности других) методов индивидуализации обучения вызывает необходимость осмысления того, что составляет сущность и отличия основных видов организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, - самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых с детьми.

   Использование потенциала семьи для достижения целей качественного дошкольного образования. Педагоги детского сада придумывают все новые формы вовлечения родителей в воспитание и развитие их же собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликаются на них только малая часть родителей. Не понимают значимости? Не хотят, потому что заняты своим проблемами? Всего понемногу. Но в большей степени — не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка вовлечь взрослого человека в то, что не вызрело в нем самом как потребность. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают готовые знания — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практик обучения. Но как из всякого учения, родители берут из всего этого лишь то, что созвучно с их собственным мыслям и потребностям. На наш взгляд следовало бы начинать не с этого. Не с формальных собраний и стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для того сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке — о том, что происходило в течении дня, воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с их ребенком внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их малыше, какой не может быть у самих родителей по той простой причине, что они не рядом. Что для этого нужно педагогу? Желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательные действия; умение выделять существенное и позитивное проявлениях ребенка и умение понимать причины того или иного поведения; умение и готовность записать свои наблюдения, донести уведенное до родителей, сложить вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка. Но это только одна линия взаимодействия. Есть еще одна, не менее важная и, к сожалению, еще менее разработанная. Она связана с поддержкой усилий семьи по воспитанию и развитию ребенка. Например, не лишними будут такие высказывания: «Благодаря тому, что вы стали ходить в бассейн, Ваня стал меньше простужаться (улучшилась координация движений; стал более уверенным в себе)»; «Вы научили делать Катю красивые движения, а она научила Олю и Машу» и т.п. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
 
Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства и др.);

- получал опыт осознания того, что его личная свобода — в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывалось могу;

- имел опыт кооперации с другими детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Итоги введения ФГОС ДО (опыт дошкольного образовательного учреждения)

В январе 2014 года во всех дошкольных образовательных учреждениях вступил в действие федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Мы прожили в рамках стандарта почти год, что помогает...

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ   УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА   ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ....