Фрагмент рабочей программы
рабочая программа (старшая группа) на тему
Фрагмент рабочей программы. Образовательная тема недели: "Город, в котором я живу" (старшая группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
методическая разработка
Выполнил:
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО
Туктарова И.С.
МКДОУ «Калачеевский детский сад №5»общеразвивающего вида
г. Калач
Калач 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 5 -6 лет определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также учетом требований нормативных документов:
- 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013г.
- План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (утвержден Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н. В. Третьяк 31.12.2013 г.);
- Профессиональный стандарт педагога Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
- СанПиН от 15.05.2013 №26.
Настоящая рабочая программа составлена на основе 1) примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
2) Образовательной программы дошкольного учреждения;
3) Парциальных программ: Р.Стёркина, О.Князева, Н.Авдеева "Основы безопасности детей дошкольного возраста; С.Н.Николаева "Юный эколог"; И.А.Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"; Е.В.Колесникова "Математические ступеньки"; О.С.Ушакова "Программа по развитию речи в детском саду"
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применение дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия детей со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность.
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач.
Цель Программы: обеспечение развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи Программы
• Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
• Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественного эстетического развития детей
• Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка
• Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
• Оказание консультативной и методической помощи родителям
• Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Психолого – возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет
Социально- эмоциональное развитие:
В 5-6 лет в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. Е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Они могут доводить до конца малопривлекательную работу.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Общение детей становится менее ситуативным. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Игровая деятельность: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.
Общая моторика: Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании.
Психическое развитие: К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем. Представления об основных свойствах предметов углубляются.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств.
Речевое развитие: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности, регулирует громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Музыкально – художественная и продуктивная деятельность:При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными.
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
Трудовая деятельность: В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Цель: расширить представления детей о родном городе.
Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие речевого творчества;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
- формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках;
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Распределение нагрузки по видам деятельности
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности |
Понедельник | Двигательная в интеграции с игровой деятельностью |
Вторник | Восприятие художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью |
Среда | Познавательно – исследовательская деятельность в интеграции с элементарной трудовой деятельностью |
Четверг | Конструирование в интеграции с коммуникативной деятельностью |
Пятница | Музыкальная деятельность в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Планируемые результаты: Развитие чувства гордости за родной город. Обогащать знания и расширять кругозор детей о родном городе. Воспитывать любовь, патриотизм гордость за город, в котором они живут.
Фрагмент рабочей программы
Образовательная тема недели: «Город, в котором я живу»
В соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в старшей группе
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями / социал. партнерами |
Понедельник-физическое развитие | Двигательная в интеграции с игровой деят-ю | Игровые упражнения. “Мой родной город” Детская игровая деятельность: “Дома на нашей улице”. Знакомство детей с историей возникновения города. Дать сведения о том, почему город так назван. Экскурсия в спортивный зал детского сада. Ситуативная беседа на тему «Спортивные достижения нашего города». Спортивные соревнования «Спор, спорт, спорт!» | Беседа с детьми о городе, в котором они живут. Познакомить детей с историей возникновения города, с культурой, традициями и обычаями. Чтение Б. Житкова «Белый домик». Дидактическая игра «Ассоциации – город». Подвижные игры: «Будь внимателен», «Переправа на плотах» (равновесие); Соревнование «Делай с нами, делай как я»; Сюжетно – ролевая игра "Машина времени" (путешествие в историческое прошлое нашего города) | Индивидуальная работа по физическому развитию. Работа над основными видами движений. | Мультимедийная доска; ППС насыщена предметами, открытками, символами: герб города, карта города Калача. Фотографии и иллюстрации в книжном уголке с изображением почётных людей города, спортсменов родного города. | Индивидуальные беседы с родителями. Консультация с родителями, привлечение родителей к изучению истории города и к оформлению альбома «Мой город». |
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями / социал. партнерами |
Вторник-социально-коммуникативное развитие | Конструирование в интеграции с коммуникативной деят-ю | Беседа “Транспорт нашего города”. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта. Конкурс поделок военной техники (конструктор Лего) Рассказы детей об их любимых местах в городе. Рассказ воспитателя об истории основания города, его первопроходцах (с использованием фотоальбома). | Беседа «Дорога от дома к детскому саду». История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия. Совместные действия организация выставки «Вот моя улица, вот мой дом родной» Творческое рассказывание детей по темам «Как мы с мамой путешествовали по городу» Занятие по составлению рассказа - описания достопримечательностей своего города «Я - экскурсовод» Целевая прогулка на близлежащую улицу. Беседы с детьми о правилах поведения на улице. Словотворчество « Пойми меня» - развитие невербальных средств общения | Заучивание стихотворения «Поезжай за моря-океаны» М.Исаковский. Составление рассказов «Из окна -наша улица видна». Оригами «Мой город». | Выставка книг о родном городе. «Мой край родной», | Создание фотоальбома “Калач – мой город родной” |
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями / социал. партнерами |
Среда- познавательное развитие | Познавательно-исследовательская в интеграции с элементами трудовой деят-и | Совместное творчество детей над созданием альбома «Природа родного города», (подбор фотографий, иллюстраций). Исследовательская деятельность «Давайте сохраним природу» Беседа «Унылая пора! Очей очарованья» - закреплять представление детей о изменениях в природе. Рассматривание фотографии памятника “Павшим воинам”. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне. | Наблюдение за деревьями и кустарниками; Экскурсия в краеведческий музей. Прогулка обратить внимание на труд взрослых по благоустройству родного города: обрезка деревьев, посадка деревьев и т.д., напомнить детям, что они тоже горожане и от них зависит, будет ли наш город чистым и красивым. Игровая деятельность во время игр со строительным материалом дети строят город, в котором они живут. | Развитие звуковой культуры речи; Рассматривание фотоальбома «Животные и птицы родного края». Организация помощи в выборе и проведении игр в игровых зонах (дежурные по игровым зонам) | Оформление альбома «Мой город» (песни о родном городе). |
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями / социал. Партнерами |
Четверг- речевое развитие | Восприятие художественной литературы в интеграции с изобразительной деят-ю | Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края». Определение на карте местонахождения района и города. Беседа о достопримечательностях города. «За что я люблю свой родной город?» - высказывания детей. Рисование «Моя улица». | Наблюдение за деревьями и кустарниками; Дидактическая игра «Где–то в шумном городе». Пальчиковая игра «В нашем городе». Игра с мячом «Семейка слов». Рефлексия. Игра «правильно-неправильно» хождение по дорожкам здоровья. Работа в книжном уголке чтение стихотворения в лицах «Ты скажи мне, реченька…» В. Орлов. Игровая деятельность во время игр со строительным материалом дети строят город своей мечты. | Игровая ситуация «Мы-строители» (строим из крупно-го конструктора дома и мосты). Беседа «Каким мы хотим видеть свой город». Чтение пословиц и поговорок. | Конструктор «Строитель» на каждого ребёнка. Крупный конструктор . . |
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями / социал. партнерами |
Пятница- художественно-эстетическое развитие | Музыкальная деятельность в интеграции с игровой (двигательной) деят-ю | Игровая ситуация “ Люби и знай свой край”. Разучивание и исполнение песен о родном городе. Придумай музыкально – ритмических упражнений с различным ритмическим рисунком. Дидактическая игра «Путешествие по городу». Экскурсия по городу | Прочитать стихи местных поэтов о городе. Беседа с детьми о «значимых местах» города. Пальчиковая игра «В нашем городе». Игра с мячом «Семейка слов». Использование русских народных костюмов для импровизации театрализованной деятельности | Чтение художественной литературы, рассказывание о родном городе. Игра на музыкальных инструментах (металлофоны, колокольчик | Представлены фотографии и иллюстрации в книжном уголке с изображением «значимых мест» родного города | Участие родителей в совместном празднике, чаепитие. |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ДЕНЬ)
«Родные просторы»
в старшей группе
Образовательные задачи:
Закрепить знания о родном городе как частице нашей Родины;
Закрепить знания детей о памятниках архитектуры города Калач;
Закрепить и обобщить знания детей о животном и растительном мире, в том числе птицах и речных обитателей Воронежской области.
Развивающие задачи:
Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем;
Активизировать мышление, воображение память, быстроту реакции, любознательность, самостоятельность, умение работать в команде.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к малой родине;
Продолжать работу по формированию патриотических чувств в сотрудничестве «педагог - ребенок – родитель»;
Продолжать воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Предшествующая работа: экскурсии к памятникам архитектуры родного города, беседы о городе: об известных земляках, улицах, достопримечательностях, гербе города, его значении; пословицы и поговорки о родине: «Родина наша солнышка краше. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горести мила. На чужой сторонушке рад родной воронушке. На чужой земле и весна не красна»; беседы о «Красной книге» воронежской области, о животном и растительном мире; дидактические игры: лото «Животный мир», «Как зовут тебя деревце?»; разучивание песен: « Мой город - Калач», «Моя Россия».
Оборудование:
Мультимедийный проектор (презентация «Мой город»), конверты с заданиями (картинки с изображениями животных, птиц, речных обитателей, деревьев и листьев), разрезные картинки с изображением достопримечательностей города Калача.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников (команды).
Ход занятия:
- Чтение стихов о городе Калаче.
- Рассказ воспитателя об истории нашего города с использованием мультимедийного оборудования.
- Дидактическая игра: «Собери герб».
- Рассказ воспитателя о достопримечательностях города с использованием мультимедийного оборудования.
- Викторина с привлечением родителей «Узнай по описанию».
- Рассказ воспитателя о животных и птицах нашего края.
- Дидактическая игра: «Дикие животные».
- Спортивное соревнование: «Ловкие и смелые».
- Чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС
Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...
Фрагмент рабочей программы по ФГОС 2 младшая группа
В помощь воспитателям для составления плана воспитательно-образовательной работы соответственно ФГОС ДОУ....
Методическая разработка Фрагмент рабочей программы в старшей группе по реализации темы: «Путешествие в сказку»
Подготовила: Харланова Е.А. Воспитатель 1 КК МКДОУ «Детский сад №1"с. Верхний Мамон 2014г Цель: Развитие мелкой моторики через действия с предметами, изобразительную деяте...
Фрагмент рабочей программы воспитателя старшей группы
Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укреп...
фрагмент рабочей программы по ФГОС
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО Тема: «Удивительные места нашей планеты. Арктика»...
Фрагмент рабочей программы
Разработка программы на неделю тема:осень золотая...
фрагмент рабочей программы воспитателя доу
разработан фрагмент рабочей программы на неделю в доу в старшей группе...