Конспект внеклассного мероприятия "Масленица".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Пунь Елена Сергеевна

 Цель: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с проведением Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_konspekt.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: Масленица.

 Цель: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с проведением Масленицы.

 Задачи:

 1) образовательные:

 - расширить знания детей о культуре и традициях русского народа;

 - познакомить детей с аналогами праздника в других странах.

 2) воспитательные:

 - формировать у детей интерес к изучению историй и традиций страны, в которой мы живем;

 - способствовать сплочению классного коллектива.

 - воспитывать у детей уважительное отношение детей к традициям и обычаям русского народа.

 3) коррекционные:

 - развивать у детей чувство музыкального ритма;

 - активизировать и расширять словарный запас учащихся.

 Форма поведения: внеклассное мероприятие.

 Оборудование: народные костюмы, песни русского народа, медальки-солнышки, наглядный материал –картинки, блины.

 

Ход мероприятия:

1-ый ведущий: Ребята, какое сегодня число? (Дети отвечают).

Правильно, 28 февраля.

А это значит, что завтра уже будет первый день весны. Поэтому сегодня мы  с вами будем провожать зиму и готовиться к встрече весны. Мы  будем отмечать Масленицу!

2-ой ведущий: Ребята, а кто-нибудь знает, почему Масленица так называется? (Дети отвечают).

А все дело в том, что за неделю до Великого поста (а он начинается сразу после Масленицы) нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и сильно смазывали их маслом. Так и родилось название –Масленица!

Масленица длилась неделю. И каждый день недели имел свое название.

3-ий ведущий :

Широкая Масленица — Сырная неделя,

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Есть блины и пряники будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

1-ый ведущий:

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

2-ой ведущий:

"ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада.

Все гулять-резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них — награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

3-ий ведущий :

Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники — всё им удаётся.

Пироги и блинчики — всё на стол мечи!

1-ый ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ — раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят,

Парни ищут девушек — суженых своих.

2-ой ведущий:

ПЯТНИЦА настала — "ВЕЧЕРОК У ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины

И с икрой, и с сёмгой или чуть попроще —

Со сметаной, с мёдом, с маслом ели мы.

3-ий ведущий:

Близится СУББОТА — "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье —

Славно провожает Зимушку народ!

1-ый ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает,

Душу облегчают в тот "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ"...

Маслену соломенную — Зимушку — сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

2-ой ведущий:

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем,

Снова будем праздновать, блинами угощать!

3-ий ведущий: Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и пробудить природу ото сна. На Масленицу хозяйки пекли вкусные румяные блины. Именно блин является символом Масленицы – румяный блинчик так похож солнышко, а Масленица – эта встреча с солнышком.

1-ый ведущий: По традиции считалось, чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут все времена года до следующей зимы.

2-ой ведущий:  На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного гуляния: люди готовили лошадей, запрягали сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Во время гуляний обязательно водили хороводы, который также символизировал  круглое  солнышко, а еще зажигали колесо и катили его по дороге.

3-ий ведущий: Какие же гуляния на Масленице без Медведя! Люди надевали на  мужика шкуру медведя, и этот медведь веселился вместе народом, водил с ними хоровод, плясал. А Медведь на Масленице не случайно: все дело в том, что зимой медведь спит, как вы знаете, а весной – просыпается. Проснулся медведь – значит пришла весна.

1-ый ведущий: Еще один символ масленицы – это чучело. Чучело Масленицы изготавливали из соломы и одевали его в женскую одежду. В течение всей недели чучело было главным героем гуляний – его возили с собой на санях и т п. Чучело Масленицы олицетворяло сам праздник, а также зиму. Поэтому в последний день празднования его сжигали на костре, таким образом прогоняя зиму.

3-ий ведущий: Прощание с Масленицей завершалось в первый день великого поста – Чистый понедельник. Этот день считался днем очищения, поэтому в этот день люди обязательно мылись в бане.

2-ой ведущий: Ребята, а вы знаете что в других странах тоже отмечают Масленицу? Только она называется не масленица, а карнавал.

Какой вы знаете самый известный карнавал? (Дети отвечают)

Правильно, Бразильский карнавал. Также как и Масленица у нас в России, карнавал отмечается перед  Великим постом. А главная часть карнавала – это шествие по улице.

Основной фигурой на карнавале считается шут, который и возглавляет это шествие.

А само слово «карнавал» переводится как «прощай, мясо».

2-ой ведущий: На Масленице люди что делали? Веселились! И сейчас мы с вами тоже повеселимся – поиграем в  различные игры! Будьте внимательны: за победу в игре мы будем выдавать вам медальки-солнышки, а в конце выберем победителя – «Знатока Масленицы»!

Подвижные игры:

1) Ручеек.

Ведущий объясняет правила: все разбиваются на пары, берутся за руки и встают друг за другом. Руки поднимают, образуется коридор. Водящий идёт по образовавшемуся коридору, выбирает себе пару из играющих, берёт за руку и ведёт за собой, становясь последней парой. Освободившийся игрок становится водящим.

2) «Повтори за мной».

Все игроки и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения, а остальные должны за ним повторить. Тот, кто не успел вовремя сменить движение, выбывает из игры.

3) Перетягивание каната.

Дети разбиваются на 2 команды.

Ведущий:

А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

4)«Заря.

Ведущий объясняет правила: дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря — зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

5)«Малечена-калечина».

Ведущий объясняет правила: игроки выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена — калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий  дает разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Загадки

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

(Масленица)

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!

(Блин)

Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!

Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - …  (скоморох)

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … ("Бог простит!")!

Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)

На шесте стою

Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы , у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли.
(И на площади сожгли)
(И в последний день сожгли).
(Чучело масленицы)

Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем.

От какого слова произошло название праздника Масленица?

  1. От слова "Масяня"
  2. От слова "масло"
  3. От слова "маска"

Без какого блюда не обходится Масленица?

  1. Колбаса
  2. Блины
  3. Попкорн

Символом чего является Масленичный  блин?

  1. мячика
  2. Луны
  3. Солнца

Кто веселит народ на Масленице?

  1. клоун
  2. скоморох
  3. леший

В какой из дней Масленичной недели по традиции принято просить прощение?

  1. воскресенье
  2. среда
  3. пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Правила на всю жизнь"

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета. формирование личности ребёнка: развитие внимания мышления памяти воображения и эмоциональной сферы....

конспект внеклассного занятия "ДОКТОР НА ПОДОКОННИКЕ" 2 класс

\Направление: охрана здоровья и физического развитияПрограммные задачи:Формировать представление у детей о растениях, которые растут на подоконнике и их ролью в оздоровлении человека.Воспитывать...

конспект внеклассного занятия "Планеты Солнечной Системы"

Программные задачи:Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.Воспитывать интерес к познанию космоса.Развивать зрительное внимание....

Конспект внеклассного мероприятия "В здоровом теле - здоровый дух".

Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!» Цель: познакомить воспитанников с правилами здорового образа жизни Задачи: 1) образовательные:·...