Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему

Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию само ценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д. В ДОУ этот мир представляет развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие развивающая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» четко определена организация предметно- пространственной среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.

Влияние предметно-пространственной среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно - пространственной  образовательной среды.

Для развития мелкой моторики в группе создан сенсорный уголок. Совместно с родителями изготовлены игры:

- «Застегни пуговицу»

Цель: развивать мелкую моторику, самостоятельность, усидчивость.

- «Прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений, внимание;
- " Бизиборды"

Цель: закреплять элементарные действия с предметами, развивать мелкую моторику пальцев.

В группе есть книжный уголок, в котором собраны: сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр( «Колобок», «Волк и козлята»), пальчиковый театр(«Теремок», «Репка»). Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, маски (к сказкам «Курочка ряба», «Красная шапочка»). В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Шоферы». Ролевые игры отражают отношения ребенка с окружающим миром. В игре ребенок приобретает важные навыки, которые понадобятся ему в школьной и взрослой жизни. Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку строить отношения со своими друзьями, отстаивать свои интересы и учитывать желания других людей. Но не все дети играют в ролевые игры. Стеснительные и слишком застенчивые дети чаще предпочитают игры в одиночестве. Однако и в этом случае нельзя недооценивать пользу ролевых игр. Можно привлечь ребенка к игре, превратив ее в представление с куклами. Сказки и любые домашние дела в виде игры также пойдут на пользу ребенку и помогут воспитать гармоничную личность.

Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности вобучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка. Дидактические игры развивают речь детей, они пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дети очень любят играть с конструктором. Конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а значит, и развитию ребенка в целом. Использование деталей строительного материала, отбор их по величине, по форме, цвету - все это совершенствует зрительное восприятие.

Конструктивно-строительные игры направлены на формирование пространственного мышления, которое способствует более результативному умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому развитию детей.

Спортивный уголок полезен не только для физического, но и для умственного развития ребенка. Чем разнообразнее движения малыша, тем больше информации поступает в его мозг, тем интенсивнее происходит психическое развитие. Познание окружающего мира посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей раннего возраста. Малыш станет более крепким, подвижным и гибким, вследствие чего он будет лучше расти и развиваться.

Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».

*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...

Презентация "Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста"

Подборка простых и увлекательных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук  дошкольника. Разнообразные игры и пособия , используемые мною в работе , а также изготовленные свои...