Трудовое воспитание и обучение
материал (старшая группа) на тему

 Фарухшина Лилия Барисовна

Сельская семья - Трудовое воспитание и обучение. Реферат по "Семьеведению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Реферат по курсу «Семьеведение»

2017 год

          Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.
Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
      Дети младшего дошкольного возраста учатся трудиться в основном через самообслуживание, помощь в бытовом труде. А дети постарше уже кроме самообслуживания и труда в быту выполняют учебный труд и труд общественный. Взрослым необходимо привлекать детей к бытовым поручениям как можно раньше, чтобы в дальнейшем ребятам было проще справляться со своими трудовыми обязанностями.  Каждому ребёнку нравится что-то своё, у него есть свои предпочтения и интерес к какой-то определённой деятельности. Но если не развивать этот интерес, то он может угаснуть. Родителям необходимо поддерживать эти предпочтения, но в то же время добавлять в них что-то, что будет способствовать и трудовому развитию. Можно совмещать любимое и полезное дело, усложняя их по мере взросления ребёнка. Это актуально в младшем возрасте дошкольника, когда всё познаётся через игру. И тогда ребёнку будет даваться всё очень легко, и он с интересом будет трудиться и помогать не только себе, но и окружающим. Но во время труда детям необходим и отдых, поэтому можно и нужно давать передышку молодому организму – предложить как раз любимое занятие.
  Выполняя трудовые поручения взрослых – воспитателей или родителей, ребёнок чувствует ответственность перед близкими, начинает контролировать свои действия самостоятельно, добивается необходимого результата.
Благоприятное развитие трудовая деятельность дошкольника получает как раз в коллективе. В семье – совместное приготовление обеда, сервировка стола, генеральная уборка, уход за домашними питомцами. В детском саду – полив цветов, подготовка к совместной с воспитателем деятельности, помощь младшему воспитателю.
Очень часто родители допускают ошибки, не давая маленькому ребёнку трудиться. Это неправильно. Нельзя делать всё за детей. Пусть и приходится зачастую мамам и папам исправлять за малышом огрехи, но лучше он сделает или попытается сделать это сам. Так же не стоит наказывать ребёнка трудом – этим самым можно отбить всё желание трудиться вообще. Если родители хотят, чтобы их ребёнок помогал им, то не стоит делать всё за него, не стоит наказывать трудом, так же не нужно давить, запугивать, принуждать, а необходимо просто просить о помощи.
  Труд не только физически развивает ребёнка – ведь неоспорим двигательный момент в труде, но также развивается и интеллект. Ребёнок становится любознательным, инициативным, у него развивается память, сосредоточенность, наблюдательность. Необходимо во время трудового поручения объяснять ребёнку – для чего ему нужно выполнить именно это задание и какого результата вы ждёте. Тогда он может сравнить и сделать выводы по окончании работы – всё ли он сделал правильно и добился ли нужных результатов. Как было сначала, а как стало потом. Он сравнивает.
Вместе с трудовым воспитанием необходимо прививать ребёнку и бережное отношение к результатам труда взрослого человека, тем самым он равняется на взрослого, подражает ему, стремится сделать так же. В трудовом воспитании детей важен пример.
         Важнейшим, в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить такой именно стиль воспитания в семье, такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.
Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший — глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.
Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример, и если все члены семьи труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой деятельности.
   Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге — это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребенка, его трудового воспитания.
   Основная проблема общественного и семейного воспитания — его цель. Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в -своем ребенке, обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание. Они должны также предусмотреть и будущее ребенка, взгляды которого на жизнь соответствовали бы нравственным идеалам, господствующим в обществе и реализующимся в жизненных установках лучших представителей этого общества.
И в этом смысле трудно переоценить роль наиболее близких ребенку людей как образцов для подражания, склонность к которому — одна из типичных черт ребенка дошкольного возраста. Взрослым важно помнить, что пяти- шестилетний дошкольник, уже умеющий различать добро и зло (в доступных его пониманию фактах и жизненных ситуациях), не может вместе с тем противостоять отрицательным (причем постоянно проявляющимся в разных условиях) примерам, если они исходят от наиболее близких и любимых людей. Пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне просто осточертело!» — твердит мать. «Зачем выкладываться на работе при такой зарплате?» — повторяет отец.) Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своем, личном, подчас за счет государственного. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные. В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение.
  Нередко родители спрашивают: нужно ли фиксировать внимание ребенка старшего дошкольного возраста на отрицательных фактах, рассказывать о прогульщиках и лодырях, о фактах нечестности, воровства и т. п.? Естественно, что дети не должны представлять мир в розовом цвете, тем более что сама действительность, то, что ребенок видит и слышит, не позволят его оградить от дурных примеров. Поэтому взрослые должны активно выражать свое отрицательное отношение к негативным явлениям. В противном случае наши дети получат иные поведенческие установки и образцом для подражания станут для них другие взрослые люди, чье влияние со временем будет углубляться, если родители не смогут противопоставить ему свои четко выраженные идеалы.
Но воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чей
жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение.
         Семья — это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.
Дети — члены семьи, и они должны быть, разумеется в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, тем более когда их возраст приближается к пяти-шести годам, требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать.
             Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива. Подобную активную позицию надо формировать уже в дошкольном детстве. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней и" в подростковом возрасте, не отстранится от нее, несмотря на появившиеся к тому времени новые интересы и более широкий круг товарищей. Детей, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, легко отличить среди воспитанников детского сада. Для них характерны не только беспомощность, но прежде всего эгоистичность, незаинтересованность в общих для всех детей делах.
Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.
      Весьма важным является также фактор постоянства и длительности воспитательных воздействий на детей: в идеале дети и взрослые должны трудиться вместе (или дети под наблюдением кого-то из старших) систематически на протяжении многих лет совместной жизни и в самых разных условиях, ситуациях. При этом трудовое нравственное влияние бывает не только целенаправленным (когда, скажем, родители заранее ставят перед собой цель: обучить ребенка каким-то трудовым навыкам, воспитать интерес к разным видам труда), но и стихийным, т. е. когда оно происходит как бы само по себе, в ходе повседневной жизни. Например, дедушка увлекается разведением рыбок, внуки, наблюдая, как он ухаживает за ними, приобщаются к труду и начинают ему помогать. Другой пример. Мама, работающая продавцом, пришла с работы огорченная: покупателей было очень много, она устала и раздраженно ответила на вопрос одного из. них; тот в грубой форме сделал ей замечание, и в результате мама получила выговор от заведующего секцией. Это событие обсуждается в семье. От характера обсуждения зависит и его воспитательный эффект. Плохо, если мама и другие взрослые будут оценивать событие односторонне, только с позиции матери. »И гораздо правильнее они поступят, если придут к выводу: как это ни трудно бывает, в общении с людьми необходимы сдержанность, вежливость, культура поведения, причем это в равной степени относится и к продавцу, и к покупателю.
Как уже сказали, самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т. д.) за добросовестным трудом людей — обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.
     В детском саду это осуществляется на основе специальной программы: воспитатели старших групп используют все средства трудового воспитания в комплексе, что оказывается ценным для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолеть трудности для реализации цели и др. С детьми проводят беседы, организуют экскурсии на предприятия (например, на почту, в библиотеку), учат наблюдать за трудом взрослых (например, работников детского сада, дворников, водителей, строителей во время прогулки с Детьми и т. д.). При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна; и рабочий, и инженер,, и хлебороб, и летчик... должны добросовестно, честно и творчески работать; чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором вы живете, тем лучше жизнь каждой семьи; на заводе, фабрике, стройке и т. д. люди трудятся коллективно, оказывают помощь друг другу.
Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Иногда родители недооценивают смысл подобной воспитательной работы — и допускают большую ошибку! Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры (это им еще не под силу, да и не нужно); главное, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких — родителей, бабушки, дедушки,— к работе, как ее выполняют. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого-либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах (работа не нравится, даже тяготит, начальник не справедлив, с коллегами нет взаимопонимания и пр.) не стоит. Это, естественно не относится к таким ситуациям, когда кто-то из родителей активно борется против недостатков (плохая дисциплина, недобросовестность работников, некомпетентность руководителя), сталкиваясь с различного рода трудностями.
Итак, родителям необходимо помнить: их отношение к работе — важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребенка.
Проблема воспитания трудолюбия актуальна для всех родителей независимо от того, где они живут: в городе или на селе. Только при этом необходимо помнить, что сельская семья, имея много общего с городской, существенно от нее отличается, и это вполне закономерно, так как при наметившейся тенденции лс сближению города и деревни все-таки на современном этапе развития нашего общества существенные различия между ними' сохраняются. Эти различия проявляются на разных уровнях (культура и образование, специфика труда, особенности быта, более значительное влияние традиций) и, естественно, сказываются на семье, ее образе жизни, взаимоотношениях между членами семьи, взглядах на воспитание. В этом -есть как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому важно сохранять и развивать прогрессивные традиции, характерные как для сельских, так и городских семей.

Общим для городских и сельских семей является понимание многими родителями, воспитанными в традиционных семьях с четкими нравственными ориентирами, необходимости детского труда как воспитательного средства и значения их собственной трудовой жизни как примера для детей. В таких семьях, как правило многопоколенных, широко используются богатейшие трудовые традиции, выражающие веками складывавшееся народное отношение к труду как к делу всех членов семьи. Дети пяти-шестилетнего возраста, прежде всего в сельских условиях, издавна помогали взрослым, и обойтись без их помощи семья не могла. Приучаясь к труду с раннего возраста, дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определенные знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них. В совместной работе, имеющей общую цель, укрепляется семейная дружба, взаимопомощь. В таких семьях среди детей нет лентяев, белоручек, эгоистов.
   У городских и сельских родителей, помимо традиций, есть и общие источники знаний о том, как надо воспитывать трудолюбие, готовить детей к труду, — это радио и телевидение, газеты и журналы. Помогают овладевать педагогическими знаниями и умениями и воспитатели детских садов. Однако в качестве главных источников и городские, и сельские жители называют взгляды, почерпнутые ими у своих родителей, и свой собственный опыт.
Типичным для городских и сельских жителей является следующий факт: чем лучше семья и ответственные родители, тем серьезнее относятся они к педагогическим знаниям и умениям, важным для воспитания, тем чаще задумываются о своих недостатках и достижениях в воспитании детей и анализируют работу воспитателей детского сада, отмечая их успехи и справедливо критикуя недоработки.
      Как уже говорилось, нет прямой зависимости между образованием родителей и их педагогическими возможностями, это касается и сельских семей. Хорошо воспитанные дети вырастают в семьях, где родители независимо от того, что они закончили — вуз или среднюю школу, чувствуют свою ответственность за будущее ребенка и поддерживают тесные связи с воспитателями детского сада. Таких родителей объединяет стремление узнать как можно больше о ребенке, особенностях его воспитания, понимание своей роли в подготовке детей к жизни и труду в обществе, умение организовать жизнь детей (быт, игры, труд, занятия) в семье. Тем не менее отцы и матери, имеющие среднее и особенно высшее образование, больше внимания уделяют вопросам воспитания (в том числе трудового), стараются понять возрастные и индивидуальные особенности ребенка, видят связь между игрой и трудовой деятельностью, строже оценивают себя как воспитателей, интересуются литературой по педагогике. Это относится как к городским, так и к сельским семьям, которых объединяет и одинаковая отдача детей.
     В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно, так: «Это моя обязанность. Так мама сказала»; «Если я не уберу игрушки, в комнате будет беспорядок, а бабушке нельзя нагибаться и по полу ползать. Папа и мама придут с работы, а у нас порядок»; «Если я теленка не загоню домой, кто же это сделает?»; «У бабушки свои дела, а я должна кур утром и вечером кормить»; «Я знаю, что надо делать, чтобы помидоры вырастить»; «Мы с Колей трактор мастерили из железок и досок, а потом поехали пахать. Папа пришел и говорит: «Молодцы, ребята, поработали и поиграли, а теперь идите руки мыть: мама ужинать зовет». Эти высказывания свидетельствуют: дети понимают, что они помогают взрослым, у них эмоционально-осознанное отношение к значению своей работы для родных. А это происходит потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой.
Как правило, общими являются и недостатки родителей, живущих в городе и на селе, как воспитателей. Это недооценка родителями необходимости трудового воспитания с детства, и как следствие — старшие дошкольники не приучены трудиться, у них нет постоянных обязанностей (наиболее характерно для семей, где пяти-шестилет-ний оказывается самым младшим, а просьба, требование сделать что-либо или вообще не мотивируется, или объясняется так: «Надо сделать»).
     В чем же состоят основные особенности, а значит, и возможности трудового воспитания детей пяти-шести лет в сельской семье?
Это прежде всего специфика содержания детского труда. Сельские жители круглый год повседневно выполняют самые разнообразные работы, связанные с землей, у них более широкий круг хозяйственных забот. Практическая необходимость участия в домашних обязанностях деревенского ребенка значительно выше, чем городского. Это делает процесс трудового воспитания, следовательно и нравственного, более естественным, а поэтому и более результативным. Очень активно старшие дошкольники приобщаются к труду взрослых членов семьи в тех селах и деревнях, где развиты народные художественные промыслы.

      Сельская семья, в отличие от городской, живет менее изолированно, замкнуто. В селе, даже большом, люди лучше знают друг друга, более осведомлены о жизни других, в частности о том, как воспитываются дети, как трудятся взрослые члены семьи. Это в общем может положительно сказаться на семейном трудовом воспитании: взрослые члены семьи стремятся быть лучше в глазах сельского общества, кроме того, повышается возможность более активного влияния на семью со стороны общественности.
К сожалению, и это общеизвестный факт, общественное дошкольное воспитание развито на селе значительно меньше. В результате сельская семья не получает со стороны педагогов детского сада систематической помощи в воспитании, в частности трудовом, что плохо сказывается на подготовке старших дошкольников к трудовой деятельности. Например, весьма заметны различные уровни трудового воспитания, прежде всего представлений о труде взрослых, у детей пяти-шести лет из семей сельской интеллигенции, передовых колхозников и сельскохозяйственных рабочих, с одной стороны, и детей из других семей. Последние плохо представляют, как трудятся взрослые. Ничего не знают о городских профессиях. Этим детям мало читают книг, посвященных различным видам трудовой деятельности. Трудовыми навыками они владеют, но не умеют связно рассказывать о смысле, полезности как своей собственной работы, так и труда взрослых; не приучены они и устанавливать простейшие причинные связи между процессом труда и его результатом. Такие дети обычно малоинициативны: главное, что требуют от них родители, — исполнительность, что само по себе хорошо, но, конечно, недостаточно.
     Семьи как городские, так и сельские в зависимости от структуры делятся на:
однопоколенные (нуклеарные), объединяющие людей одного поколения — мужа, жену и детей;
многопоколенные (вместе проживают мать, отец, дедушка, бабушка, дети);
с одним ребенком;
с двумя детьми;
многодетные (от трех и более детей); неполные.
Структура семьи в определенной степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности. Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в семье многопоколенной с одним ребенком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности: ведь на одного маленького приходится четверо взрослых! Ребенку не с кем себя сравнивать, и его нередко балуют, потакают его капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается взаимопонимание в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.
В семьях с двумя детьми и особенно в многодетных есть объективные условия для правильного воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд, сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд: в большой семье забот и работы больше, чем в маленькой. Ребенок пяти-шести лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, это развивает в нем чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т. п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание дает хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.
     В многопоколенной семье большую роль в трудовом воспитании играют бабушки и дедушки, как работающие на производстве так и пенсионеры. Выполняя значительную часть домашней работы, они приобщают к ней внуков, развивают любовь к труду. Их воспитание подчас бывает более эффективным, так как бабушки и дедушки, беззаветно любящие внуков, мудрее, терпеливее, опытнее молодых родителей. К сожалению, иногда любовь представителей старшего поколения к внукам оборачивается негативной стороной: жалея детей, бабушки и дедушки оберегают их от труда, сами выполняют обязанности внуков.
Естественно, что в полной семье для трудового воспитания условия более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура — весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.
Рассмотрим более подробно особенности трудового воспитания в неполных семьях: этот вопрос меньше освещен в литературе, а таких семей в нашей стране много.

      Неполная семья — это, как известно, семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, чаще мать. Именно на нее падают все тяготы и радости общения с детьми и их воспитания.
В чем же состоит особое значение труда ребенка, живущего в неполной семье? В том, что труд, помимо всего остального, может помочь матери и ребенку стать ближе, больше общаться друг с другом. Женщина, оставшаяся без супруга (явление наиболее распространенное), должна четко знать цель и способы приобщения своего ребенка к трудовой деятельности, развивать в нем активность, самостоятельность, советоваться по поводу домашних дел (что купить, какой подарок выбрать для бабушки, может быть, смастерить что-нибудь своими руками и т. д.)..
Как ни тяжело на душе, надо стремиться создать дома жизнерадостную, деловую обстановку. Благоприятная, эмоциональная атмосфера исключительно важна для воспитания дошкольников, растущих в неполной семье, в том числе при организации совместного труда, который, если он систематичен, а не случаен, создает прекрасные условия для общения между матерью и ребенком. Это очень важно, так как у матери," одной воспитывающей ребенка, времени для содержательного общения с ним еще меньше, чем у взрослых, живущих в полной семье. Ведь вся ответственность и все заботы о ребенке, а также вся домашняя работа ложатся именно на нее.
Общение может иметь самое разное содержание, что важно для формирования личности ребенка. Во время работы в саду или при уходе за животными мать учит ребенка наблюдательности, любви к природе, дает начальные знания о ней. Кроме того, в процессе выполнения домашней работы мать, приучая ребенка к труду, может с ним поговорить на самые различные темы. Мама и дочка, готовясь к приходу гостей, занимаются кулинарией. Мама, показывая, как надо лепить пирожки, вспоминает свое детство, какие-то смешные случаи, рассказывает, как она сама маленькой девочкой помогала родным, расспрашивает дочь о детском саде, хвалит ее за старательную работу, ласково называя своей главной помощницей. Убирая вместе квартиру, мать и дочь делятся друг с другом, какие песни они любят и почему.
Таким образом, совместный труд и общение в процессе выполнения работы оказываются эффективным средством воспитания и обучения дошкольников, у которых появляется привычка, потребность общаться с мамой, делиться с ней своими радостями и печалями. Помните, что позже, в школьном возрасте, такая потребность уже может не появиться.
Некоторые матери видят свою главную задачу в том, чтобы создать для обездоленного ребенка наилучшие материальные, бытовые условия, как можно лучше одеть и накормить свое дитя, уберечь от дел и забот. Иногда начинают загружать всевозможными дополнительными занятиями, особенно если есть бабушка и дедушка: обучают музыке, рисованию, плаванию. Несомненно, все это хорошо, но надо помнить о том, что такая чрезмерная загрузка может быть ребенку не под силу. А в результате ребенок оказывается не приобщенным к посильному труду, а у матери остается еще меньше времени для общения с ним.
     Для некоторых матерей из неполных семей характерны крайности в воспитании, объяснимые душевными страданиями, а также большими, чем у других, физическими и психологическими нагрузками. Такие матери балуют ребенка, разрешая ему все, чрезмерно опекают его, также поступают и многие бабушки и дедушки.
   Общение с детьми отца, ушедшего из семьи, должно быть разумным с точки зрения его участия в воспитании. Неправы те отцы, которые задаривают сына или дочь игрушками, книгами, да еще дорогостоящими (чего не может позволить себе мать). Конечно, можно и нужно порадовать ребенка подарком, но не следует все встречи сводить только к этому. Отец должен продумать (а бывшая жена помочь в этом), как сделать встречи с ребенком содержательными, интересными.
Например, отец, навещая сына (а мальчикам" пяти-шести лет особенно недостает общения с отцом), замечает, что течет кран или покосилась полочка, где лежат книги. Он, привлекая ребенка к труду, устраняет неполадки. Или по просьбе сына отец участвует в субботнике, организованном в детском саду для родителей и детей старшего дошкольного возраста (естественно, что мысль пригласить папу на субботник высказывается мамой или воспитателем).
     Не всегда бывшие муж и жена умеют достичь взаимопонимания и взаимодействия в вопросах воспитания ребенка. Но к этому, безусловно, следует стремиться ради детей, ради создания наиболее благоприятных условий формирования личности ребенка.
Если в неполной семье два-три ребенка (что бывает редко), на долю матери выпадает еще больше забот и трудностей. Этим семьям, как мы знаем, помогает государство (детские сады с пяти-шестидневным пребыванием ребят, различные льготы и др.). Но в таких семьях есть и определенные положительные объективные, условия для воспитания: мать и двое или трое детей — это уже солидный семейный коллектив, в котором матери принадлежит роль организатора жизни семьи, инициатора общих дел и семейного отдыха. Она привлекает ребят к обсуждению различных домашних проблем, в частности бюджета.
Педагогический коллектив детского сада во главе с его руководителем обычно с пониманием и особым вниманием относится к членам неполной семьи — взрослым и детям. Однако самой матери необходимо стремиться к взаимным контактам.
В семье ребенок познает самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность.
Велика ответственность матери, отца, других взрослых членов семьи как перед подрастающим человеком, так и перед государством за его правильное воспитание, за подготовку ребенка к жизни, труду.
          Усилия каждого члена семьи, его вклад в решение этой задачи (родителей в первую очередь) активизируют и положительное влияние объективно существующих факторов, присущих семье как воспитательной ячейке общества, таких, как любовь родителей к детям, постоянство и длительность влияния взрослых на ребенка в самых разных жизненных ситуациях, трудовая атмосфера, возможность естественным образом включать ребенка в трудовую деятельность семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как процесс интеграции всех сфер развития, обучения и нравственного становления личности каждого ребенка»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...

Консультация для родителей "Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе".

Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе....

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт" Федеральные государственные требования к структуре основной ...

Консультация для воспитателей «Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт»

Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в...