МАСТЕР-КЛАСС : «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
презентация на тему

Мошиян Галина Аршалуйсовна
МАСТЕР-КЛАСС Мошиян Галины Аршалуйсовны, воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка» Тема: «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей». Цель: развитие у участников устойчивого интереса к играм и игрушкам народов Дона. Задачи: - расширить представления участников о народных играх и игрушках; - воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию, причастности к народу, который сохранил и дорожит своим прошлым; - вызвать интерес и желание к использованию народных игр и игрушек в воспитании и обучении детей. В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Одним из ведущих средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является народная игра и игрушка. На данном мастер-классе я использую следующие технологии, методы, средства: - беседа, показ, рассказ, игра; - продуктивная деятельность; - информационно-компьютерные, личностно-ориентированные технологии; - устное народное творчество, народные песни, хороводы. Интеграция видов деятельности участников, основывающаяся на комплексном применении перечисленных методов и средств позволяют мне в наглядной, доступной игровой форме передать опыт своей работы и вызвать интерес к проблеме мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

  Мошиян Галины Аршалуйсовны,

воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка»

Тема: «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

Педагог приглашает участников мастер-класса:

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные и желанные.

Красивые  молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге -

Хозяйке радость!

Для Вас и место готово.

Красному гостю – красное место.

Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди  и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь,  как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр и игрушек.

Посмотрите, что я вам сегодня принесла

 (показывает корзинку и говорит)

Я в корзинку спрятала игрушку

Девочек любимую подружку,

Можно с ней по-разному играть,

Кормить, укачивать, в наряды одевать.

Ну, что, догадались, о какой игрушке идет речь? (достает куклу)

Нет ни одного ребенка на свете, который не играл бы в куклы.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово кукла?

-Может в зале кто-то скажет? Вот сколько красивых образов вызывает в нас слово кукла.

      Кукла не рождается сама, её создает человек.  Мастер вкладывает в неё всю свою душу.

       Куклу делали из любого материала, который был под рукой. Например, ложка и косынка найдутся в каждом доме.

 Не разрешается использовать ножницы и иглы. Обязательным было использование красного цвета, который уже сам по себе являлся оберегом. Эта игрушка не имеет лица, потому что в народе верили в то, что кукла с лицом приобретает душу (как добрую, так и злую) и может повредить ребенку или даже принести несчастье. Посмотрите как быстро из ложки и косынки можно смастерить куклу.

Сейчас и  вы  попробуете смастерить таких  же кукол.

Изготовление кукол участниками мастер-класса

Показ слайдов

А пока наши мастерицы делают кукол, я хочу вам рассказать о том, что у каждого народа были свои куклы самоделки. Русские народные куклы пеленашка, зернушка, берестушка, казачья кукла закрутка и армянская кукла хмачик.

Они во многом отличались, имели разные названия, но все они носили общий смысл, главным из которых являлся оберег ребенка и его подготовка к дальнейшей жизни. А самое интересное, что в отличие от современных игрушек, в старину не было ни злых, ни страшных игрушек, потому что считалось, что они могут принести зло малышу.

Когда ребенок проживает свою жизнь играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Старинная игрушка – настоящая копилка народной мудрости.

Молодцы, наши мастерицы, вот каких кукол они изготовили своими руками!

       Играть можно не только с игрушками, но и без них. Какие народные игры вы знаете?

      Издревле, на Руси было очень много игр. Многие народные игры тесно перекликаются, имеют аналоги, с некоторыми изменениями. Особенно много заимствованных  игр у народов Дона, обусловленных вековыми традициями совместного проживания. В народных играх воспитывается смелость, ловкость, выносливость, справедливость.

 Большое значение в армянских народных играх уделялось трудовому воспитанию, во многих играх отражены занятия ремесленников, имеются игры, связанные с военным делом.

 

В детском саду мы проводим  игру – состязание «гураш» адаптированную нами для детей старшего дошкольного возраста.

(приглашаю двух игроков и объясняю правила игры: надо вытолкнуть соперника из круга, плечом,  спрятав руки за спину).

Здесь большое значение имеет подбадривание участников, поддержка их залом.

Свою ловкость и силу в поединке нам покажут ……

Многовековые  традиции сохранили в себе русские и казачьи народные хороводные игры. Хоровод создает единое поле, которое защищает, оберегает и дает возможность для культурного развития.

А сейчас мы  поиграем в казачью игру   «Вышел Ваня погулять»

(Ваня ходит внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать. (Ваня остановился)

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку возьмись. (Ваня кланяется девочке)

ВАНЯ:  Дарю тебе ленточку, потому что ты самая…..

 (в круг входит девочка, искать себе друга и дарит ему ленточку)

Сейчас мы с вами поиграем в русскую хороводную игру  «Заря-зареница».

 Один игрок держит шест с лентами. Водящий стоит в стороне. Каждый играющий берется за конец ленты. Игроки идут по кругу и поют. С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту и они вдвоем обегают круг с разных сторон.  Кто быстрее схватит ленту, то побеждает.

Заря-зареница,

Красна девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые

Ленты голубые.

Раз, два, три – не воронь

А беги, как огонь.

Заключение:

Народные игры  и  игрушки, уходящие своими корнями в древность, помогают детям почувствовать  мудрость и красоту народных обычаев и традиций, учат уважать и ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, понять, что они часть великого целого – своего народа, своей страны.

Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей.
Но не будет роднее, чем здесь!
Под южным  небом Дон широкий

Долины, рощи, нивы и поля
Бегут тропинки и пути-дороги…
Просторы эти – Родина моя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)

Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, ...

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...