Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
материал

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России

Задачи:

  • Актуализировать знания педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.                     
  • Познакомить с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
  • Развивать у педагогов навыки взаимодействия в команде.
  • Формировать умение самостоятельно создавать эмблему команды, группы.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Государственные символы России
как средство нравственно-патриотического воспитания детей                                                   старшего дошкольного возраста»

Фирсова Ирина Михайловна                                                                                                                                                                                                  

 Добрый  день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего образовательного мероприятия «Государственные символы России  как средство нравственно-патриотического воспитания детей                                          старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России

Задачи:

  • Актуализировать знания педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.                    
  • Познакомить с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
  • Развивать у педагогов навыки взаимодействия в команде.
  • Формировать умение самостоятельно создавать эмблему команды, группы.                                        
  1. Проблема нравственно-патриотического воспитания на современном этапе.

Давайте, проанализируем значение нравственно-патриотического воспитания на современном этапе и рассмотрим этапы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.

       В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

      В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

        Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи ознакомления детей с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна.

У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

         

        Что такое патриотизм? (ответы педагогов)

 Патриотизм  в переводе с греческого языка означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам. Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

  1. Этапы ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России.

Что такое Государственные символы и как постепенно знакомить дошкольников с ними мы сегодня постараемся выяснить на нашем образовательном мероприятии.

1 этап Ознакомление с флагами РФ

Сначала знакомлю детей с флагом России. Первоначальное знакомство с Государственным флагом России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде. Во-вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение  (красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой иногда, к сожалению,  случаются войны и проливается кровь. Над землей - синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится самое чистое, светлое, некая Божественная сила. Это – белая полоса).

Государственный флаг может размещаться совместно и с другими официальными российскими флагами.

2 этап Ознакомление с гимном страны

 Что такое гимн? (ответы педагогов)

Гимн — В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово гимн трактуется следующим образом:

Детям необходимо объяснить, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн России прославляет нашу Родину – Россию. Государственный гимн исполняется в торжественных случаях, например при проведении праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы,  награждении победителей международных спортивных соревнований. Это обстоятельство  значительно поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое значение. При исполнении гимна всегда встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча,  или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Рассказываю дошкольникам,  кто написал гимн.

Кто может назвать авторов гимна?

(композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков).

С детьми подготовительной группы мы прослушиваем гимн, можно разучить первый куплет гимна.

Прослушивание гимна России: «Прошу встать. Исполняется Государственный гимн Российской Федерации».  «Прошу сесть!»

3 этап  Ознакомление с гербом. 

Этот этап более сложный для восприятия ребенка, поэтому я бы хотела  рассказать о нем  более подробно.

В своей работе использую материалы по геральдике российских городов. Сразу хочу отметить, что  геральдика -  это наука, которая занимается изучением гербов. Понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания  и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Чтобы суметь донести до ребенка значение и содержание символики РФ, педагог должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приемы, знать содержание государственных знаков, касающихся символики России.

Герб – от нем. erbe  – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах».  Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий.

         Далее на заключительном этапе знакомлю детей с «двуглавым орлом – символом России».

          У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

 Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». В центре герба России герб города Москвы, это говорит о том, что Москва – столица (сердце) нашей Родины.

Используется Государственный герб Российской Федерации на торжественных мероприятиях, посвященных дням воинской славы. Допускается как самостоятельное использование Государственного герба, так и совместное с другими государственными символами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

МАСТЕР-КЛАСС : «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

МАСТЕР-КЛАСС Мошиян Галины Аршалуйсовны, воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка» Тема: «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей». Цель: р...

Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка  как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»...

Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...

Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...