Программа по кружку
рабочая программа (средняя группа) по теме

Левшина Наталья Владимировна

Программа «Пластилиновая фантазия» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku_srednyaya_gruppa.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Программа кружковой деятельности по лепке в средней группе

«Пластилиновая фантазия»

Реализация программы 1 учебный 2017-2018г.

Автор программы:

Левшина Н.В

Должность: воспитатель

Г.Сухиничи, 2017

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………….………..3

1.2.Цель и задачи………………………………………….……….4

1.3.Возрастные особенности детей ……………….……..5

1.4.Ожидаемые результаты………………………….….…….6

2.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы………………………….…….7

3.Содержание дополнительной образовательной программы……………………………………………………….……..8

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………….12

5.Литература………………………………………………………….14

1.Пояснительная записка

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной деятельности.

Лепка - это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Программа «Пластилиновая фантазия» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Новизна кружковой работы  заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором , что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все, это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки интересна, богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.

Занятия лепкой дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный и уникальный неповторимый мир.

Целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, мышления, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.

1.2 Цель кружковой деятельности:

 раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

1.Образовательные:

-знакомить со способами деятельности – лепка из пластилина;

-овладеть основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;

-формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

-активизировать имеющийся опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

-способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;

-содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

2. Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать память, внимание, воображение, фантазию;

-активизировать творческое мышление;

-развивать пространственное воображение, глазомер;

-развивать чувство цвета, пропорции, ритма;

-овладеть элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:

-воспитывать ответственность при выполнении работ;

- воспитывать аккуратность, старательность;

-воспитывать коммуникативные способности детей;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Срок проведения: октябрь – май.

Название кружка

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий

Общее астрономическое время занятий в часах, в месяц

«Пластилиновая фантазия»

2

16

20

40

1.3 Возрастные особенности детей

В начале года дети по кружковой деятельности занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Перед тем как приступить к лепке, воспитателю необходимо показывать игрушки, картинки детям. Необходимо обращать внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму (туловища, головы, хвоста), показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.

Образец предмета обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.

Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал. Изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как  будут лепить форму или соединять части.  Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с пластилином.  В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить пластилин, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину.

При лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются кружок.   Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части.

Кроме того, дошкольники средней группы могут стекой резать пластилин на части, таким образом постепенно приучаясь клепке с инструментом.  Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы.

1.4Ожидаемые результаты:

1.Усение свободно владеть лепным материалом.

2.Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.

3.Правильное понятие о пропорции и соразмерности.

4.Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.

5.Развитие фантазии и творческого мышления.

6.Укрепление мелкой моторики рук.

Углубляются и улучшаются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется детский кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.

В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставка детских работ.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

месяц

Занятия

октябрь

«Осеннее дерево»

      20 мин

«Гроздь рябины»

     20 мин

ноябрь

«Листопад»

    20 мин

«Старичок-лесовичок»

      20 мин

декабрь

«Ёлочка»

    20 мин

«Украсим ёлочку»

      20 мин

январь

«Снегурочка»

   20 мин

«Зимняя ночь»

      20 мин

февраль

«Свитер для куклы»

      20 мин

«Танк»

   20 мин

март

«Мимоза в вазе»

      20 мин

«Цветок в горшке»

     20 мин

апрель

«Радуга в небе»

     20 мин

«Украшенное яйцо»

    20 мин

май

«Божья коровка на листочке»

    20 мин

«Цыпленок»

    20 мин

3.Содержание дополнительной образовательной программы

Октябрь.        

  1. Осеннее дерево.

В гости к ребятам приходит незнайка, с просьбой помочь ему попасть в осенней лес .

Формирование у детей умение создавать барельеф из пластилиновых колбасок, раскатывать колбаски и выкладывать их в нужную форму.

Материал: пластилин, картон, стеки.

  1. Гроздь рябины.

В гости к ребятам прилетают воробьи. Ребята угощают их ягодками рябинки.

Формирование у детей умение скатывать маленькие шарики, выкладывать шариками форму грозди рябины.

Материал: пластилин, дощечка для лепки.

Ноябрь.

  1. Листопад.

В гости приходит карлсон. Вместе с ребятами отправляется в путешествие в осенний лес.

Формирование  у детей умение лепить из пластилина. Закрепление в умении раскатывать столбик. Обучение отображать мелкие детали (глаза, усы, брови, учить крепко соединять детали.

Материал: пластилин, картон голубого цвета с контуром дерева, картинка листопада.

  1. Старичок-лесовичок.

В гостях у ребят появляется Старичок-лесовичек с просьбой помочь найти ему друзей.

Формирование у детей умение скатывать маленькие шарики, сплющивать и вытягивать кончики, создавать форму листа. Развитие воображения. Формирование желание лепить. Воспитание интереса к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Материал: пластилин, дощечка для лепки, каштаны.

Декабрь.

  1. Ёлочка.

К детям приходит зайка, и просит ребят помочь выбрать ему елку для новогоднего праздника.

Формирование у детей умение отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать их между пальцами в маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму ёлочки., нарисованную на светлом картоне.

Материал: пластилин, дощечка для лепки, светлый картон.

  1. Украшаем елку.

К детям приходит кукла Катя , с просьбой помочь украсить ей новогоднюю елку.

Формирование у детей умение лепить из пластилина, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки).

Материал: пластилин, картон, бусины, бисер.

Январь.

  1. Снегурочка.

В гости к ребятам приходит снегурочка, с просьбой помочь найти ее подружек снегурочек.

Формирование у детей умение лепить фигурку куклы из нескольких частей: головы (шар,туловище (конус,руки (столбик,плотно соединять части.

Материал: пластилин, дощечка для лепки.

  1. Зимняя ночь.

В гости к ребятам приходит звездочка. Одной ей скучно светить на небе и она просит ребят сделать ей подружек.

Формирование у детей умение лепить картины на плоскости, развивать воображение, закрепить знание понятий «день-ночь».

Материал: пластилин, доска для лепки, чёрный или тёмно-синий картон.

Февраль.

  1. Свитер для куклы.

В гости к ребятам приходит кукла Маша и прости ребят сделать для нее красивый свитер , в котором она пойдет на праздник.

Формирование у детей умение рисовать на пластилине.

Материал: пластилин, шаблон куклы из картона, стеки.

  1. Танк.

В гости к ребятам приходит Мишка и просит ребят , что бы они рассказали ему о празднике «День защитника Отечества».

Закрепление знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научить лепить танк, познакомиться с профессией танкиста.

Материал: пластилин, доска для лепки, игрушка-танк.

Март.

  1. Мимоза в вазе. 

В гости к ребятам приходит Незнайка.  Ребята в месте с Незнайкой делают букет .

Формирование у детей умение лепить предметы круглой и удлиненной формы. Совершенствование у детей приемов раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнение приемов последовательности лепки. Цветок, стебель. Развитие воображения. Формирование желание лепить.

Материал: пластилин, картон с нарисованной вазой.

  1. Цветок в горшке.

В гости к ребятам приходит кукла Катя . У нее беда, у Кати завяли все цветочки и она просит ребят помочь вырастить новые.

Закрепление умений у детей лепить из пластилина.

Развитие мелкой моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитание  интереса к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Материал: картинки цветов в горшке, пластилин, дощечки для лепки.

Апрель.

  1. Радуга на небе.

В гостях у ребят облачко.

Формирование у детей делать налеп. Формирование  представления о радуге, о цветах радуги.

Материал: пластилин, картон голубого цвета, картинка радуги.

  1. Украшенное яйцо.

В гостях у ребят волшебное яйцо.

Закрепление у детей навыков делать налеп. Формирование представления о празднике «Пасха».

Материал: пластилин, шаблон яйца из картона.

Май.

  1. Божья коровка на листочке.

В гостях у ребят божья коровка. Она прости сделать ей подружек.

Формирование умений у детей лепить божью коровку из нескольких частей, разрезать шар пополам, передавать строение стекой.

Материал: пластилин, доска для лепки, листик из картона.

  1. Цыплёнок.

В гости приходит курочка. У нее горе, все ее цыплятки разбежались и она не может их найти. Курочка просит ребят помочь найти цыплят.

Закрепление у детей навыков лепки из пластилина, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

Развитие образного мышления, творческого воображения, внимания, мышления, память, мелкую моторику, речь.

Воспитание интереса к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Материал: пластилин, арбузные семечки, горох, пшено, доска для лепки.

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Формы занятий:

1.Индивидуальные

2.Подгрупповые

Основные приемы лепки пластилином

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Методы работы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Дидактический материал:

• аудиозаписи.

• использование образцов (муляжи, игрушки, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.)

Техническое оснащение:

1. дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки).

2. инструменты для лепки (стеки, печатки, колпачки от фломастеров и др.).

3. мультимедийный проектор, колонка.

Формы подведения итогов:

 Выставка, конкурс, презентация творческих работ.

Литература:

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография Скрипторий-2003 Год: 2008

2. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Пластилиновый мир. – Петербург: “Кристалл” , 2001.

3. Занятия по изобразительной деятельности  в средней группе детского сада. Т.С.Комарова. Москва, Мозаика – синтез, 2009г.

4. Кэтрин Дьюи. Учимся лепить животных. Мн.: ООО “Попурри”, 2002.

5. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс,2008 г.

6. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей  2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.

7. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – синтез, 2005г.

8. . Н. Бельтюкова. С.Петров. В.Кард. Учимся лепить. Папье-маше. Пластилин. – М.: Изд-во Эксмо; 2001.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.

10. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов: н. /Д: Феникс, 2008.

11. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник Мозаика-синтез Год: 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка ДМИ.

Рабочая программа для кружка  по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".

Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...

Программа волейбольного кружка "Весёлый мяч"

Пояснительная записка, организация образовательной деятельности, тематический план....

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...