Главные вкладки

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТЕРЕМОК»
    картотека (подготовительная группа) на тему

    Матвеева Анна Степановна

    В данном материале содержится картотека по дидактическим играм в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.docx.docx44.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТЕРЕМОК»

    Воспитатели: Матвеева А.С., Семенова Е.С.

    1.«Природа и человек».

    Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

    Задачи: Закрепить с детьми, что создано природой и человеком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

    Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

    2«Наоборот».

    Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

     3«Назови слово с нужным звуком».

    Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте (растения, птиц, зверей и.т.д), название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

    4.«Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

    Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

    «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

    5.«Добавь слог».

    Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

    6.«Скажи по-другому».

    Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

    Задачи: Учить детей находить слова подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

    7.«Найди листок, как на дереве».

    Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

    Задачи: Учить детей распознавать растения по признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

    Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

    8.«Закончи предложение».

    Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

    Задачи: Учить детей составлять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

    9.«Не ошибись».

    Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

    Задачи: Учить детей подбирать действия по частям суток. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

    10.«Летает – не летает».

    Цель: развивать слуховое внимание.

    Задачи: Учить детей распознавать летающие и не летающие предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

     11.«Найди предмет той же формы».

    Цель: уточнить представление о форме предметов.

    Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок (круга, треугольника и т.д.), а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

     12.«Отгадайте, что за растение».

    Цель: описать предмет и узнать его по описанию.Задачи: Учить детей угадывать по описанию. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

     13.«Похож – не похож».

    Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

    Задачи: Учить детей внимательности. Развивать память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

     14.«Что это за птица?».

    Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

    Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

     15.«Угадай, что в мешочке».

    Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

    Задачи: Учить детей узнавать предметы на ощупь Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

    16.«Придумай сам».

    Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

    Задачи: Продолжать учить детей придумывать предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

    17.«Вершки и корешки».

    Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

    Задачи: Закрепить с детьми овощи. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

    18.с мячом «Бывает – не бывает».

    Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

    Задачи: Учить детей распознавать небылицы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

      Иней летом… (не бывает).

      Снег зимой… (бывает).

      Мороз летом… (не бывает).

      Капель летом… (не бывает).

    19. «Что это такое?».

    Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

    Задачи: Учить детей описывать предмет живой и неживой природы.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

    20.  «Найдите, что опишу».

    Цель: развивать умение искать растение по описанию.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

     21  «Отгадываем загадки».

    Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых, животных ит.д.. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

     22  «Когда это бывает?».

    Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

    Задачи: Учить детей распознавать времена года по их признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

     23.  «Что вокруг нас?».

    Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

    Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать внимание, фонематический слух, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава), три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

     24.  «Кто же я?».

    Цель: указать названное растение.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

     25.  «Исправь ошибку».

    Цель: учить понимать смысл предложения.

    Задачи: Учить детей распознавать не правильные по смыслу предложения. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно:

    Коза принесла корм девочке.

    Мяч играет с Сашей.

    Дорога идет по машине.

    Гена разбил стеклом мяч и т. д.

     26  «Третий лишний".

    Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.

    Задачи: Учить детей распознавать птиц по видам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

     27. «Птицы (звери, рыбы)».

    Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

    Задачи: Закрепить с детьми животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает маленький мячик соседу, тот называет следующую птицу и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.

     28. «Кому что нужно?».

    Цели: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

    Задачи: Закрепить с детьми профессии. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать уважение к труду взрослых.

    Ход игры. Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

     29. «Какая? какой? какое?».

    Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

    Задачи: Учить детей использовать прилагательные при описании живой и неживой природы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

    Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

    Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…

    Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

    Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

     30.  «Какое время года?».

    Цели и задачи: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.

    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

     31. «Какое что бывает?».

    Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым, – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…

    Широкой – река, дорога, лента, улица… и т. д.

    Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.

     32. «Ищи».

    Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

    Задачи: Учить детей подбирать словосочетания. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

     33. «Придумай другое слово».

    Цель: расширять словарный запас детей.

    Задачи: Учить детей составлять из других слов синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что можно придумать из одного слова другое, похожее, например: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

    Кисель из клюквы – клюквенный кисель.

    Суп из овощей – овощной суп.

    Пюре из картофеля – картофельное пюре.

     34. «Кто больше вспомнит».

    Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

    Задачи: Учить детей использовать слова действий живой и неживой природы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Карлсон просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.

    Метель – метет, вьюжит, пуржит.

    Дождь – льет,  моросит,  накрапывает,  капает,  начинается, хлещет…

    Ворона – летает,  каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.

     35. «О чем я сказала?».

    Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.

    Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.

    Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.

    Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

    Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…

    Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

     36. «Как сказать по-другому?».

    Цель: упражнять детей в названии одного из синонимов.

    Задачи: Закреплять умение преобразовывать слова в синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Как можно сказать про это же, но одним словом?

    Сильный дождь – ливень.

    Сильный ветер – ураган.

    Сильная жара – зной.

    Лживый мальчик – лжец.

    Трусливый заяц – трус.

    Сильный мужчина – силач…. и т. д.

     37. «Что это значит?».

    Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

    Задачи: Учить детей использовать прилагательные. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

    Свежий ветер – прохладный.

    Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

    Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

    Свежая газета – новая, только что купленная.

    Свежая краска – незасохшая.

    Свежая голова – отдохнувшая.

    Глухой старик – тот кто ничего не слышит.

    Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.

    Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.

     38. «Вчера, сегодня, завтра».

    Цель: учить правильно употреблять наречия времени.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили…» – и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос когда: «Вчера».

     39. «Дополни предложение».

    Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.

    Задачи: Учить детей дополнять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила…». «…Книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.

     40. «Это правда или нет?».

    Цель: находить неточности в тексте.

    Задачи: Учить детей распознавать небылицы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».

    Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

    Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

    Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

    А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

    Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

    Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

    41. «Найди противоположное слово».

    Цель: подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

    Задачи: Учить детей употреблять антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то значит он какой?»,  «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то она…» и т. д.

     42. «Надо сказать по-другому».

    Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

    Задачи: Учить детей преобразовывать из словосочетаний синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».

    – Дождь идет – льет.

    – Мальчик идет – шагает.

    – Чистый воздух – свежий.

     43. «Кто найдет короткое слово?».

    Цель: развивать речевую активность.

    Задачи: Учить узнавать детей длинные и короткие слова. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит: «Суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так как это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто произнесет неверно, выходит из игры.

     44. «Говори, не задерживай».

    Цель: развивать речевую активность, словарный запас.Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит слово по частям, стоящий рядом должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Например: ва-за, за-ря, ря-би-на и т. д. Дети, которые ошиблись или не смогли назвать слово, становятся за круг.

     45. «Стук да стук, найди слово, милый друг».

    Цель: закрепить полученные навыки выделения слогов.

    Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать внимание, фонематический слух, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель в середине. В руках у него бубен. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать растения (животных), в названии которых 2 слога, затем ударяет 3 раза (животные с тремя слогами и т. д.).

    46. «О чем еще так говорят?».

    Цели и задачи: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

    Ход игры. Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

    Идет дождь – снег, зима, мальчик, собака, дым.

    Играет – девочка, радио.

    Горький – перец, лекарство.

    47.  «Да – нет».

    Цель и задачи: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения; развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное, например кошку.

    Водящий. Это птица?

    Дети. Нет.

    Водящий. Это зверь?

    Дети. Да.

    Водящий. Зверь дикий?

    Дети. Нет.

    Водящий. Он мяукает?

    Дети. Да.

    48. «Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

    Задачи: Учить детей распознавать общее название предметов. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Сапоги», – и бросает мяч ребенку, тот должен ответить, что это – одежда, обувь, головной убор и т. д.

    49.  «Что это за насекомое?».

    Цели и задачи: уточнять и расширять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к природе.

    Ход игры. Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают насекомое, а другой – должны угадать, что это.

    50.  Что происходит в природе?».

    Цель: закреплять умения употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении.

    Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.

    Пример: тема «Весна».

    Взрослый. Солнце что делает?       Дети. Светит, греет.

        Ручьи что делают?                    Бегут, журчат.

        Снег что делает?                                   Темнеет, тает.

        Птицы что делают?                              Прилетают, поют.

        Капель что делает?                               Звенит.

    51.  «Хорошо – плохо».

    Цель: продолжать закреплять знания о правилах поведения на природе.

    Задачи:Закреплять культуру поведения на природе. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям значки правил поведения на природе, дети должны как можно полнее рассказать о том, что там изображено, что можно и что нельзя делать и почему.

    52.  «Кто знает, пусть продолжит».

    Цель: развивать умение обобщать и классифицировать.

    Задачи: закреплять умение классифицировать животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.

    Воспитатель. Насекомое – это…

    Дети. Муха, комар…

    53.  «Что лишнее?» (1-й вариант).

    Цели и задачи: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года; воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель называет четыре признака разных времени года:

    •  Птицы улетают на юг.
    •  Расцвели подснежники.
    •  Пожелтели листья на деревьях.
    •  Идет уборка урожая.

    Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

    54.  «Назови животное, насекомое с нужным звуком».

    Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

    Задачи: закреплять умение находить по слуху слова с нужным звуком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К.

    Кто больше назовет, тот и выиграл.

    55  «Что кому нравится?».

    Цель: уточнить знания о том, чем питаются отдельные насекомые.

    Задачи: закрепить с детьми знания о пище насекомых. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

    Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет насекомое, ребенок должен сказать, чем оно питается.

     56.  «Назови трех птиц».

    Цель: упражнять детей в классификации птиц.

    Задачи: Закрепить с детьми птиц.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

    Ход игры. Воспитатель называет детям птиц. «Птицы перелетные», – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ласточка, стриж, жаворонок». «Птицы зимующие»… «Птицы леса»…

     57.  «Где что растет?».

    Цели и задачи: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; воспитывать любовь к природе.

    Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут на участке детского сада. Если растут на участке, дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.)

    Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, сосна, алыча, тополь.

    В конце игры подводят итог, кто назвал больше деревьев.

    https://herepanova-nfdou11.edumsko.ru/folders/post/kartoteka_didakticheskih_igr_podgotovitel_naya_gruppa

    58. «Кто как разговаривает?»

    Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Задачи: закреплять умение называть слова, издающие животные, глаголом. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.

    Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

    Корова  мычит

    Тигр  рычит

    Змея шипит

    Комар пищит

    Собака лает

    Волк воет

    Утка крякает

    Свинья хрюкает

    Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

    59. «Кто где живёт?»

     

    Цель и задачи: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

    Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

    Вариант 1.

    педагог: – Дети:

    Кто живёт в дупле? -Белка.

    Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

    Кто живёт в гнезде? -Птицы.

    Кто живёт в будке?-Собака.

    Кто живёт в улье? -Пчёлы

    Кто живёт в  норе? -Лиса.

    Кто живёт в логове? -Волк.

    Кто живёт в берлоге? -Медведь.

    Вариант 2.

    педагог: -Дети:

    Где живёт медведь? -В берлоге.

    Где живёт волк ?-В логове.

    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

     

    60. «Подскажи словечко»

    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

    Задачи: Закреплять с детьми повадки животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

    – Ворона каркает, а сорока?

    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

    – Сорока стрекочет.

    Примеры вопросов:

    – Сова летает, а кролик?

    – Корова ест сено, а лиса?

    – Крот роет норки, а сорока?

    – Петух кукарекает, а курица?

    – Лягушка квакает, а лошадь?

    – У коровы телёнок, а у овцы?

    – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

     

    61. «Кто как передвигается?»

    Цель и задачи: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости, воспитывать бережное отношение к животным

    Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

    педагог: -Дети:

    Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

     

    62.«Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Задачи: Учить детей называть существительное к названному глаголу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

    педагог:- Дети:

    Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

    Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

    Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

    Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

     

    63. «Из чего сделано?»

     

    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Задачи: Учить детей преобразовывать существительные в относительные прилагательные. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

    педагог: -Дети:

    Рукавички из меха -меховые

    Таз из меди -медный

    Ваза из хрусталя -хрустальная

    Рукавички из шерсти -шерстяные

     

    64. «Кто кем был?»

     

    Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

    Задачи: закреплять умение называть кем были раньше объекты. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

    Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

    Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

    Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

    Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

    Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

    Яблоня – семечкой

    Дом – кирпичём

    Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

    Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

      

    65. «Лови да бросай – цвета называй»

     

    Цель и задачи: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

    педагог:- Дети:

    Красный -мак, огонь, флаг

    Оранжевый -апельсин, морковь, заря

    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

    Зелёный-огурец, трава, лес

    Голубой  -небо, лёд, незабудки

    Синий- колокольчик, море, небо

    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

     

    66. «Чья голова?»

     

    Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

    Задачи: Учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

    Например:

    У рыси голова – рысья

    У рыбы – рыбья

    У кошки – кошачья

    У сороки – сорочья

    У лошади – лошадиная

    У орла – орлиная

    У верблюда – верблюжья

      

    67. «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

    Задачи: Учить детей использовать слова в единственном и множественном числе. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

    Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    Пример:

    Стол – столы             стул – стулья

    Гора – горы               лист – листья

    Дом – дома                носок – носки

    Глаз – глаза              кусок – куски

    День – дни                прыжок – прыжки

    Сон – сны                  гусёнок – гусята

    Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

      

    68. «Животные и их детёныши»

     

    Цель и задачи: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти, воспитывать любовь к животным

    Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

    Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

    Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

    Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

    Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

      

    69. «Обобщающие понятия»

    Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия, воспитывать любовь к дидактическим играм

    Вариант 1.

    Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

    педагог:-Дети:

    Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

    Вариант 2. Педагог  называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

    педагог: Дети:

    Огурец, помидор-Овощи.

    http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi-v-starshe-podgotovitelnoj-gruppe.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"

    Цель :  Составление   описательных   рассказов.Образовательные    задачи :Закрепить   знания  детей   о   диких  животны...

    Дидактические игры для подготовительной группы, по ручному труду.

    Использую данные дидактические упражнения у детей формируется активный интерес к народно-прикладному искусству, к миру предметов и вещей, созданными  людьми....

    Дидактические игры в подготовительной группе

    Картотека дидактических игр и упрежнений в подготовительной группе...

    Дидактические игры для подготовительной группы

    Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим сегодня не под...

    Дидактические игры для подготовительной группы

    Перечень дидактических игр для подготовительной группы по всем направлениям и разделам....

    СЦЕНАРИЙ дидактической игры для подготовительной группы тема: «Подбери детали»

    Цель: учить детей анализировать контурную схемуЗадачи:·        учить детей анализировать контурную схему, закрепить знания о геометрических фигурах, порядковом счете...

    Экологические дидактические игры в подготовительной группе ДОУ

    Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний»....