Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
методическая разработка на тему

Ульяхина Марина Владимировна

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Воспитание - это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н. Я. Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость  включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада,  как участников образовательных отношений.

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.

Принципы работы.  Направления работы.  Задачи работы.

- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

 - защита прав ребёнка в семье и детском саду;

- воспитание, развитие и оздоровление детей;

-детско-родительские отношения;

- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений в развитии детей;

- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- изучение семьи;

-привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

-работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Среди наиболее эффективных  и,  соответствующих современным требованиям,  педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества:

• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;

• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;

• спортивные праздники (в помещении и на улице), досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности.

Педагогический мониторинг.

- Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.

- Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.

- Знакомство с семейными традициями.

 -Анкетирование родителей.

- Беседы с родителями.

- Беседы с детьми о семье.

-Наблюдение за общением родителей и детей.

Педагогическая поддержка

- Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка.

- Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.

- Сплочение родительского коллектива.

- Беседы с родителями.

-Психолого-педагогические тренинги.

- Экскурсии по детскому саду (для родителей  вновь поступивших детей).

- Дни открытых дверей.

- Показ открытых занятий.

- Родительские мастер-классы.

- Проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов.

Педагогическое образование родителей

- Развитие компетентности родителей в области педагогики и детской психологии.

-Удовлетворение образовательных запросов родителей.

- Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их потребностей (по результатам педагогического мониторинга).

- Консультации.

- Дискуссии.

- Информация на сайте ДОУ.

- Круглые столы.

- Родительские собрания.

-Вечера вопросов и ответов.

- Семинары.

- Решение проблемных педагогических ситуаций.

- Выпуск газет, информационных листов, плакатов для родителей.

Совместная деятельность

- Развитие совместного общения взрослых и детей.

- Проведение совместных праздников и посиделок педагогов и родителей

- Сплочение родителей и педагогов.

- Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса.

 - Заседания семейного клуба.

-Оформление совместных с детьми выставок.

- Совместные проекты.

- Семейные конкурсы.

- Совместные социально значимые акции.

- Совместная трудовая деятельность.

Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"

Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и администрацией ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вкл...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Открытость      дошкольного учреждения для родителей....