Главные вкладки

    Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
    консультация (младшая группа) на тему

    Абраменкова Ирина Викторовна

    « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл доклад по здоровью34.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное

    учреждение города Москвы Школа №1375 СП №5


    Отчёт по годовой задаче.


    Тема:

    « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».



    Подготовили:

    Зинина И. С.

    Абраменкова И. В.

    Город Москва

    Ноябрь 2017

    Введение

    Безопасность - этосостояниезащищенностижизненноважныхинтересовличности, обществаигосударстваотвнутреннихивнешнихугроз. Несчастныйслучайсребенкомнередкосвязанснесоблюдениемдолжныхмербезопасности. Поэтомуоченьважнообеспечитьбезопасностьдетейвбыту. Особенноподверженырискучрезвычайноподвижныедети. Именновдошкольномвозрастезакладываетсяфундаментжизненныхориентировоквокружающеммире, ивсе, чторебенокусвоитвдетскомсаду, прочноостанетсяснимнавсегда. Вотпочемунеобходимоучитьдетейбезопасномуповедениюбыту. Вэтомдолжныприниматьучастиеиродители, идошкольныеучреждения, авдальнейшем, конечноже, школаидругиеобразовательныеучреждения. Этопроблемапредставляетсянастолькоактуальной, чтопослужиламнеоснованиемдлявыбораданнойтемы, темойпосамообразованию.

    Пояснительнаязаписка

    Проблемабезопасностижизнедеятельностичеловекапризнаётсявовсёммире. Современнаяжизньдоказаланеобходимостьобеспечениябезопасностижизнедеятельностидетей. Обактуальностиданнойтемыможноговоритьмногоивсебудетглавное. Каксберечьздоровьедетей? Какпомочьразобратьсявмногообразиижизненныхситуаций? Какнаучитьпомогатьдругдругу? Ит.д. Анализируяпонятие«безопасность», мыпоймем: то, чтодлявзрослогонеявляетсяпроблемнойситуацией, дляребенкаможетстатьтаковой. Особуютревогумыиспытываемзамаленькихбеззащитныхграждан - дошколят. Спервыхлетжизнилюбознательностьребенка, егоактивностьввопросахпознанияокружающего, поощряемаявзрослым, поройстановитсянебезопаснымдлянего. Главнаязадачаорганизациижизнидетейвдетскомсадуохранаихпсихическогоифизическогоздоровья. Малышпосвоимфизиологическимособенностямнеможетсамостоятельноопределитьвсюмеруопасности. Поэтомунавзрослогочеловекаприродойвозложенамиссиязащитысвоегоребёнка. Детямнужноразумнопомогатьизбегатьповреждений, ведьневозможновсёвремяводитьихзаруку, удерживатьвозлесебя. Считаетсянеобходимымсоздатьпедагогическиеусловиядляознакомлениядетейсразличнымивидамиопасностей.

    Работанадпрограммойпрофессиональногосамообразованияпоможетмнерешитьследующие задачи:

    -повыситьсобственныйуровеньзнанийпутёмизучениянеобходимойлитературы.

    - разработатьперспективныйпланработысдетьми

    - оформитьвгруппеуголокбезопасности: картотекаигр, иллюстрациипотеме.

    - формироватьиразвиватьудетейцелостноевосприятиеокружающейсреды.

    - активизироватьвзаимодействиесродителямипобезопасностидетейвбыту.

    Цельповышениесвоегопрофессиональногомастерства, компетентности, атакжесовершенствованиеусловийдляформированияудетейдошкольноговозрастаустойчивыхнавыковбезопасностиобеспечивающихсохранностьихжизнииздоровьявсовременныхусловияхбыта.улицы, транспорта, природы.

    Задачи:

    - Формироватьирасширятьпредставленияопричинахипоследствияхнеосторожногообращениясогнем; с колющими и режущими предметами;знакомитьдетейсправиламидорожногодвиженияиправиламибезопасногоповедениявбытуинаулице

      - Обогащатьпредставлениедетейоздоровье, формироватьунихэлементарныепредставленияочеловеческоморганизме;

    - Обучатьуходузасвоимтелом, навыкамиличнойгигиеныиоказанияэлементарнойпомощи.

    - Рассматривать иллюстрации, рисунки, фотографии, использовать дидактическиеигры, знакомиться слитературнымипроизведениями, вкоторыхотраженыразличныеспособыповеденияисоответственномерыпредосторожности;

    - Учитьдетейправильновестисебявтакихопасныхситуациях, какконтактысчужимилюдьми

    ;- Объяснятьправилаобщениясживотными;

    Работапореализациипоставленныхцелиизадачосуществляетсяследующимобразом:

     1. Первичныймониторингдетей, родителей, педагоговповопросамосновбезопасностижизнедеятельностииздоровогообразажизни: вДОУ, семье.

     2. Изучениенаучно-методическойлитературы, передовогопедагогическогоопытапоформированиюудетейосновбезопасностииздоровогообразажизни.

     3.СоставлениеперспективногопланаработыпоОБЖиЗОЖсдетьмиразноговозраста.

     4. Созданиепредметно-развивающейсредывгруппе: подбордидактическихигр, картинокииллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовыеприборы, опасныеситуации, опасныепредметы), художественнойлитературы«Книги, которыеучат», коллекции«Опасныепредметы»ит.п.

     5. Разработкаимоделированиеигровыхситуаций, экскурсий, наблюдений

     6. Изготовлениедидактическихигр.

    Работасродителямиодноизважнейшихнаправленийвоспитательно-образовательнойработывДОУ. Дляблагополучияребенкаоченьважновыработатьчеткуюстратегиюсотрудничества. Ведькругпроблем, связанныхсбезопасностьюребенка, невозможнорешитьтольковрамкахдетскогосада. Активноевовлечениеродителейвпроцесспознанияиосвоениядетьминавыковздоровогообразажизни, безопасногоповедениянаулицеивбытупроисходитнародительскихсобраниях, консультациях. Цельработысродителямиобъяснитьактуальность, важностьпроблемыбезопасностидетей, повыситьобразовательныйуровеньродителейподаннойпроблеме, обозначитькругправил, скоторыминеобходимознакомитьпреждевсеговсемье.

    Современнаяжизньдоказываетнеобходимостьобеспечениябезопаснойжизнедеятельности, требуетобучениясотрудниковдетскогосада, ихродителейидетейбезопасномуповедениювсложныхусловияхсоциального, техногенного, природногоиэкологическогонеблагополучия. Мыпрекраснопонимаемчто, самаянезащищеннаяиуязвимаячастьнашегонаселениядети. Познаваяокружающиймир, оничастосталкиваютсясопасностямиистановятсяжертвамисвоегонезнания, беспечностиилегкомыслия. Детскийсадведётбольшуюработувэтомнаправлении, ищетпоискиновыхподходовкмоделированиюсистемыбезопасностиижизнедеятельностидошкольников. Исходяизособенностейвосприятияипониманиядетьмиинформации, можновыделитьследующиеосновныеформыработыподаннойпроблеме:

    ознакомлениесправиламибезопасностинаспециально- организованныхзанятиях;

    ознакомлениесправиламибезопасностипосредствомчтенияиобсуждениялитературныхпроизведений, познавательныхбесед;

    организациятематическихконкурсовдетскихрисунковиподелок;

    использованиетематическихальбомовиплакатов, дидактическихигрипособий;

    встречисинтереснымилюдьмипрофессии«пожарный», «полицейский», «врач», идр.;

    игры-драматизации, развлечения;

    познавательныеминутки;

    проекты.

    Технологияпредполагаеткомплексметодовознакомлениядетейсосновамибезопасности, вчастности:

    Методнаблюдение.Особоеместозанимаетнаблюдение. Онообогащаетсоциальныйопытребенка. Что - быниделалребенок, онвсегданаблюдаетивсезапоминает (поведениевзрослыхвопасныхситуациях, взаимоотношениясдругимилюдьми). Процесснаблюденияуребенкавсегдаактивен, дажеесливнешнеэтаактивностьвыражаетсяслабо. Именноизнегоребенокчерпает«материал»дляформирующегомиропонимания, длясвоей«картинымира». Вэтукартинумираможетвойтинетолькоположительное, ноито, чтомалышубылобывидетьпедагогическинецелесообразно. Наблюдениестимулируетразвитиепознавательныхинтересов, рождаетизакрепляетправилаобращениясопаснымипредметами. Важнаиспециальнаяорганизациянаблюденийзаповедениемносителейнормы.

    Методсравнения.Детимогутсравнить: огоньэтохорошоилиогоньэтоплохо. Прииспользованииэтогометоданеобходимоопределить, скакогосравненияначинать - сосравненияпосходствуилисравненияпоконтрасту. Сравнениепоконтрастудаётсядетямлегче, чемпоподобию. Методсравненияпомогаетдетямвыполнятьзаданиянагруппировкуиклассификацию. Длятогочтобыгруппировать, классифицироватьпредметы, явления, требуютсяуменияанализировать, обобщать, выделятьсущественныепризнаки. Всеэтоспособствуетосознанномуусвоениюматериалаивызываетинтерескнему. Например: детямпредлагаюизображениянакартинках, даетсязаданиеотобратьпредметы, которыебудутнужныпожарномупритушениипожараиотобратьпредметы, которыегорят. Приемклассификацииспособствуетпознавательнойактивности, еслииспользуетсянекаксамоцель, авконтекстеблизкойипонятнойдляребенказадачи: отобратьпредметыдлятематическойвыставки, картинкидляальбомаит.д.

    Методмоделированияситуаций.Моделированиетакихситуаций: дымвгруппе, дымизсоседнегодома, прорваловодопровод, чтотыбудешьделать, подайножницыправильно, нашелтаблеткувгруппе, твоидействия. Моделированиеситуацийдаетребенкупрактическиеуменияприменитьполученныезнаниянаделеиразвиваетмышление, воображениеиготовитребенкакумениювыбратьсяизэкстремальныхситуацийвжизни. Дляразвитиявоображенияитворческогоначалаважноставитьдетейвситуациюпоискарешениялогическихипрактическихзадач. Вмладшейгруппепредлагаютсяэлементарныепроблемныеситуации, новсякийразусложняядлядетейзадачу. Детейстаршегодошкольноговозрастацелесообразнонаучитьсоставлятьплан - картугруппы, участкадошкольногоучреждения, дорогивдетскийсадидажемодельмикрорайона. Детиучатсярасполагатьпредметывпространстве, соотноситьих, «читать»картувпроцессезаданийтипа«Составимплан - картугрупповойкомнатыиотметимопасныеместакраснымикружочками».

    Методповторения.Важнейшийдидактическийпринцип, безприменениякоторогонельзяговоритьопрочностиусвоениязнанийивоспитаниичувств. Назанятиионможетвыступатькакведущийметодилиметодическийприём. Отдетейтребуетсяумениеопределятьто, чтоониусвоили. Повторениеприводиткпоявлениюобобщений, способствуетсамостоятельномуформулированиювыводов, повышаетпознавательнуюактивность.

    Игровыеприемы.Повышаюткачествоусвоенияпознавательногоматериалаиспособствуютзакреплениючувств. Однимизприемовможетбытьвоображаемаяситуация: воображаемоепутешествиевлес, какая-нибудьнестандартнаяситуациявкоторуюпопалиперсонажи. «КнамвгостипришелНезнайка, давайтеемурасскажемобопасныхситуацияхвгруппеидома». Игроваяситуацияраскрепощаетдетей, снимаетобязательностьизученияиделаетэтотпроцессестественнымиинтересным. Например: «Какбудтобыкнамвгородприехалчеловек, которыйникогдаздесьнебыл. Чтомыемупокажемвгрупповойкомнате, какрасскажемобосновахбезопасностивгруппе, научасткеПовышениюэмоциональнойактивностипомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения, приподготовкеконцерта). Придумываниесказокиисторийнаразныетемы. Придумаемсказку«Какябылсветофоромнаперекрестке…». Повышениюактивностидетейпомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения«Кошкиндом», приподготовкеразвлечения). Сильноевоздействиеначувстваоказываетсочетаниеразнообразныхсредствнаодномзанятии. Например: чтениехудожественногопроизведенияспоследующимрассматриваниемиллюстрацийиликартин; чтениеипоследующаяизобразительнаядеятельность. Взависимостиотцелизанятия, возрастныхособенностейдетейвоспитательотбирает 3 художественныесредстваипродумываетприемы, усиливающиевоздействиеэтихсредствнаэмоциональнуюсферуребенка.

    Следуетсказатьосредствахознакомлениядетейсосновамибезопасности:Впервуюочередьэто - самасоциальнаядействительность. Онанетолькообъектизучения, ноисредство, воздействующеенаребенка, питающееегоумидушу. Поэтомуважнымизадачамиявляютсяанализиотборизсоциальногоокружениятакогосодержания, котороенесетвсеберазвивающийпотенциалиможетстатьсредствомприобщенияребенкаксоциальномумиру. Вовремяэкскурсийобращаетсявниманиедетейна«социальныйпортрет»окружения, вкоторомнаходитсядошкольноеучреждение. Втакой«социальныйпортрет»входят: описаниесоциальныхобъектовближайшегоокружения (школа, магазин, библиотека, детскаяполиклиника); переченьулиц.Предметырукотворногомира. Мирразнообразен, поэтомуипредметы, окружающиеребёнка, должныбытьразнообразнымипосвойствам, качествам, функциям. Детимогутнезамечатьпредметы, неинтересоватьсяимидотехпор, покавынеукажетенаних, несоздавусловиядлядействийспредметами. Лишьвэтомслучаепредметсубъективно - дляданногоребенка - станетсредствомпознаниямира. Вгруппеестьпредметы, которыемогутоказатьсяопаснымидляжизнидетей: электрическиерозетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос.Померепознанияпредметногомираребеноковладеваетумениемразличатьопасныеибезопасныедлянегопредметы, выделятьполезныеиинтересные, осваиваетспособыдействиясними, умениеориентироватьсявмирепредметов. Поповодуэтихпредметовведутсябеседы, рассуждения. Какиеещеопасностиспрятанывгруппедопорыдовремени?

    Художественнаялитература.Вгруппахотбираютсялитературныепроизведенияразныхжанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особоеместоуделяетсясказке. Сказкаспособствуетразвитиюсердечныхчувств, благородствудуши, желаниедоставлятьлюдямрадость. Картинкивкнигахтожемогутстатьсредствомприобщениядетейкознакомлениюосновбезопасности, таккакконкретизируютегочерезнаглядность, образность.

    Игра.Даётребёнку«доступныедлянегоспособымоделированияокружающейжизни, которыеделаютвозможнымосвоение, казалосьбы, недосягаемойдлянегодействительности». Отсодержанияигрызависятпоступкидетейвтехилииныхситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

    И з о б р а з и т е л ь н а я  д е я т е л ь н о с т ь ( р и с о в а н и е , л е п к а , аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, котороепостроенонаработевоображения, наотображениисвоихнаблюдений, атакжевпечатлений, полученныхчерезслово, картинкуидругиевидыискусства. Мальчики, рисуяпожарных, изображаютсебяпожарными. Оттого, какребёноквоспринималсоциальныеявления, какоеунегосложилосьотношение, будетзависетьхарактеризображенияэтихявлений, выборцвета, расположениепредметовналисте, ихвзаимосвязь. Ковторойгруппеотносятсявидыдеятельности, которыедаютвозможностьребенкуприобщатьсякмирулюдейвреальномплане.

    Предметнаядеятельность, труд, наблюдения.Предметнаядеятельностьудовлетворяетвопределенныйпериодразвитияребенкаегопознавательныеинтересы, помогаеториентироватьсявокружающеммире. Вгруппедолжныбытьпредметы, спомощьюкоторыхребенокзнакомитсясправиламибезопасногообращениясними. Этоколюще-режущиепредметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).Труд.Ребёнокначинаетподражатьвзрослым, делаяпопыткиподместипол, постиратькукольноебельё, протеретьпыль. Помереприобретениятрудовыхумений, ребёнокприобретаетчувствоуверенности.

    Досуговыемероприятия - этовсегдапраздникдлядетей, используютсяразличныеформы: праздники, викторины, спортивно-игровыепрограммы, досуги, развлечения. Учебнаядеятельность. Впроцессеобученияназанятияхребенокимеетвозможностьприобретатьзнанияподруководствомвзрослогочеловека, которыйорганизуетсообщениезнаний, иконтролируетихусвоениедетьми, вноситнеобходимуюкоррекцию.

    Такимобразом, ребенокзнакомитсясосновамибезопасностиспомощьюразнообразныхсредств, через  интеграцию всех образовательных областей.Именноонистановятсяисточникамипознаниямира. Каждоесредствоважносамопосебе, ивовзаимосвязисдругимисредствами, организованнымивединыйпедагогическийпроцесс. Однойизосновныхзадач, которыедолженрешитьпедагог, ставящийпередсобойцельюформированиеосновбезопасногоповеденияудошкольников, этосозданиеопределенныхусловий. Врешенииданнойзадачиболееактуалендеятельностиподход - какусловиепоознакомлениюдетейсосновамибезопасности. Именнодеятельностиподходявляетсяодновременноусловиемисредством, обеспечивающимребёнкувозможностьактивнопознаватьокружающийегомирисамомустановитьсячастьюэтогомира. Деятельность, особенносовместная, являетсясвоегородашколойпередачисоциальногоопыта. Ненасловах, анаделеребёноквидитипонимает, какиеопасностиокружаютеговокруг, какиеправилаирекомендациинеобходимовыполнять. Деятельностьобеспечиваетусловиедляформированиямногихличностныхкачеств. Ребёнокучитсясопереживанию, переживанию, овладеваетумениемпроявлятьсвоёотношениеиотражатьэтовпоступкахинаделевразныхопасныхситуациях. Всвоюочередьнеобходимоиспользоватькаждуювозможность, чтобыпохвалитьдетейзахорошийпоступок, засоблюдениезапретов. Пространственно - предметноеокружение. Вгруппесоздаетсяпространство, гдедетимогутпознакомитьсясразнымматериаломпоосновамбезопасности: разныеальбомынаданнуютему, детскиерисунки, настольно-печатныеигры, картины, наборыиллюстраций, разныевидытеатра, художественнаялитература, видеофильмы, сборникистихов, загадок, пословиц, атрибутыксюжетно-ролевойигре«Юныепожарные»ит.д. Проводясистемнуюработупоознакомлениюдетейсосновамибезопасности, можнодобитьсятого, чтодетипродемонстрируютвысокийуровеньзнанийиуменийврешениипоставленныхзадач. Удетейпоявитсястремлениерасширятьсвойкругозорподаннойтеме, желаниевыявлятьивникатьвсуществующиевнашеммиресвязииотношения. Онинаучатсявыделятьосновнойкругопасныхпредметовдомашнегообихода, будутиметьполные, точныепредставленияомерахпредосторожности, пониматьиаргументироватьзначимостьихсоблюдения; будутзнать, какизбежатьопасностиивыйтиизсложившейсяситуации. Появитсяпотребностьутвердитьсявсвоемотношениикокружающейдействительности, следоватьправиламповедениявопределенныхситуациях. Этимсамыммысохраняемжизньиздоровьедетей, способствуемформированиюосознанногоповедениявопасныхситуациях.

    На сегодняшний день, работая с детьми младшего возраста 3-4 года,  мы начали и будем продолжать  в дальнейшем реализовывать поставленные задачи и добиваться положительных результатов в сохранении и укреплении физического и эмоционально- психического здоровья детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников навыков безопасности

    В данной статье (часть 1) предлагается некоторые предложения для родителей по формированию у дошкольников навыков безопасности....

    Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

    Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.       Проблемы формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в любой...

    Формирование у дошкольников навыков безопасности. Часть 2.

    В данной работе я продолжаю знакомить аппонентов с формированием у дошкольников навыков образования, показываю предпосылки к формированию, даю рекомендации по работе. Буду рада если вам понравиться и ...

    Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"

    Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...

    формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни

    успешное формирование потребностей детей к здоровому образу жизни во многом зависит от целенаправленной систематической работы в триаде ребёнок – педагог – родитель...

    План самообразования 2018-2019 года «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад» Клюева Светлана Александровна

    Актуальность:Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. В современных условиях, в св...

    Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

    Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...