Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах
статья на тему

Назаркина Елена Владимировна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах .

                                                                                                                                   Выполнила : воспитатель

                                                                                                                                                       Назаркина Е.В.

 

  Взаимодействие взрослых с детьми рассматривается как важное условие развивающейся психики ребенка и оказывающее особое влияние на становление его личности (Л.С. Выготский , А.В.Запорожец и другие)

  Именно на раннее детство приходится начальная стадия созревания человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое «я» среди других людей  Социально личностное  развитие происходит прежде всего в процессе общения с близкими взрослыми и со сверстниками . Для побуждения детей к общению могут использоваться самые разные  жизненные ситуации: режимные моменты , свободная игра, занятия , специально организованные ситуации.

  Общение детей  с воспитателем на третьем году жизни постоянно обогащается и развивается.

  Это и эмоциональное общение ( обмен положительными эмоциями ) и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и  ребенка , а кроме того, познавательное общение.

  Хорошее настроение малышей , расположение  их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода ребят в ДУ . Следует предложить малышам поздороваться друг с другом , называя каждого ребенка по имени ; обратить внимание на то , как они красиво одеты; предложить помочь сверстнику  убрать в шкафчик одежду  , вместе с ним войти в группу . Можно вести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая сказать « до свидания», помахать рукой.

  Во время  режимных  моментов нужно обращать внимание малышей на то, как хорошо каждый из них ест, умывается .

  При этом эффективны различные игровые приемы : чтение потешек , пение песенок. Необходимо воспитывать у   малыша уважительное  отношение к другим детям, независимые от расовой и национальной принадлежности , языка.

  Созданию доброжелательных отношений между ребятишками способствуют совместное рассматривание детских фотографий, иллюстраций к сказкам, беседы с родителями малышей.

  Сближение детей  может способствовать совместное наблюдение за различными событиями и явлениями – наблюдение за тем , как едет машина , идет дождик.

  Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем , что они не умеют учитывать интересы  и состояния  друг друга. В тех случаях когда малыши пытаются сделать что – то вместе , у них не хватает навыков  взаимодействия. Воспитателю необходимо мягко разрешить возникающие конфликты, предлагая позитивные формы взаимодействия , переключая внимание ребенка на другие виды деятельности .Воспитатель  может :

-отвлечь внимание ребенка другой игрушкой  , интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;

- организовать совместную игру с игрушкой , вызвавшей конфликт.

- помочь детям установить очередность  в игре с такой игрушкой.

  Выбирая тот или иной способ улаживания конфликтов , взрослый  ориентируется на возрастные  и индивидуальные возможности детей ( умение пользоваться речью, принимать правила очередности ).

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с детьми 3 –х летнего  возраста заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное  отношение ребенка к самому себе . Вот несколько советов :

- если малыш  с чем-то не справляется , поддерживать его желания добиться результата;

-не оценивать ребенка (личность)  отрицательно , это больно ранит его самолюбие , постоянные упреки подавляют инициативу , порождают неуверенность в себе , гасят любознательность.

-в случае неудачи подбадривают ребенка , внушают ему уверенность в своих силах («Ты уже так много умеешь делать . я уверена , что и этому ты научишься».)

- не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей.;

 -Не вступайте в споры с ребенком , когда он упрямится , противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться  с самим собой ;

-Чаще давать  малышу право самому выбирать , что и как он будет делать;

-воспитывать у себя (взрослого)  эмпатию : пытаться принимать точку зрения ребенка , почувствовать и выразить словами его состояние.

  Воспитатели должны поддерживать благоприятный климат в группе, налаживать положительные взаимоотношения  между детьми, ежедневно выделять  специальное время  для организации детских игр и стремиться к тому,  чтобы заинтересовать ими всех ребят.

  Важно научить детей новым играм , стоит предложить им на выбор ту или иную коллективную игру : в прятки, хоровод , лошадки, паровозики и т.п

  Дети,   не  умеющие играть,  могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Для индивидуальной  игры с каждым лучше всего подходят игры- потешки  , дидактические игры , игры с сюжетными игрушками. Вовлечение детей в процессуальную игру является специальной задачей педагога.

  Если решение требует от воспитателя создания  определенных  психолого – педагогических  условий.

  Предметная среда в группе организуется таким образом, чтобы побуждать детей к игре . Игровое пространство должно быть удобным для малышей, давать им возможность играть как поодиночке , так и в небольшой группе .Все игрушки должны быть доступными .Игра- это свободная деятельность,  и каждый ребенок имеет право играть там , где ему нравится . Чтобы пробудить у малыша интерес к игре , взрослый должен установить с ним эмоционально насыщенный контакт  , вызвать у него доверие и желание действовать вместе .Взрослый в ходе игры должен стремиться к равноправному партнерству . Он обращается к малышам с вопросами , просьбами , предложениями , подстраивает свои действия к действиям ребенка . Не поучает его, не делает ему замечаний . Наблюдая за игрой, педагог проявляет  интерес к действиям малыша , поощряет их , радуется тому , как он хорошо играет . Доброжелательное внимание и одобрение взрослого стимулирует игровую инициативу детей .

  Работа воспитателя , направленная на развитие процессуальной игры , предполагает использование разнообразных методических приемов . Чем младше ребенок , тем больше доля участия взрослого в его игре.

  Благоприятное влияние на формирование интересов детей к игре , принятие  ими воображаемых ситуаций оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты.

  Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу , которая тоже будет «кушать» , поставить перед ней приборы . Укладывая малыша  спать,  посоветовать ему баюкать любимую игрушку , положить ее рядом  с собой .

  Для обогащения игрового опыта детей можно использовать следующие игровые приемы :

-поддержкой игровой инициативы ребенка : воспитатель поощряет и  подхватывает любое действие малыша : «Молодец , Светочка , как хорошо ты кормишь дочку ! Давай я налью молочка а ты ее попоишь» .Таким образом  взрослый помогает продлить игру , а затем дают ребенку возможность продолжать ее самостоятельно ;

-увеличение числа персонажей игры , поощрение речевого общения с ними . Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый . Например , кормят  только мишку . Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами : большими и маленькими куклами , зверушками – это разнообразит игровые действия , пополняет возможность игры ;

-расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек , с их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей , игра становится более содержательной и увлекательной ;

-выстраивание последовательности игровых действий . Чтобы игра была более содержательной , ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны , персонажи вступают в разные взаимоотношения . Ему становится понятно последовательные игровые действия , которые можно сопровождать словесными рассуждениями : «варим кашу , кормим ложечкой куклу , вкусная каша, поела куколка. Теперь будем укладывать ее спать»

  Такой способ помогает малышу четко представить себе смысл своих действий учиться планировать их , развивать игровой сюжет ;

-введение в  игру предметов – заместителей . Это расширяет ее содержание , делает более творческой . Воспитатель помогает ребенку использовать в игре  находящиеся под рукой предметы : превратить камешки в конфетки , палочку – в градусник , носовой платочек  в одеяльце . С каждым из таких предметов можно разыграть небольшие эпизоды . Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями . Взрослому бывает достаточно лишь косвенного стимулирования игровых действий . Самым естественным для детей способом  « вхождения»  в роль являются игры – забавы. Они настраивают на ролевое поведение , подражание движениям и звукам животных , изображение живой и неживой природы , предметов рукотворного мира «снежинки , цветочки, самолет , пароход» . Действиям  ребенка придается игровой смысл : «Беги , Костя,  как зайчик , под кустик и прячься там. А ты ,  Павлик , как петушок, будешь зернышки клевать да песенки распевать». В процессе таких игр  ребенок осваивает разные ролевые отношения , учатся строить диалоги, общаться с партнером  по игре .

  Общаясь с детьми всегда помните о следующих несложных правилах :

- говорить и работать с ребенком только на уровне его глаз ;

-не игнорировать попытки ребенка завязать с вами деятельность , общение ;

-как можно больше разговаривать с ребенком  , оречевлять  все свои взаимодействия с ним и собственные действия . При общении всегда делать паузу для его ответа , даже если он еще не говорит – это правило диалога ;

- стимулировать самостоятельность ребенка ;

- обязательно хвалить малыша ( поцелуем , поглаживанием, словом ) за малейшие достижения , проявление самостоятельности .

  Будьте к малышу доброжелательны,  искренни с ним . Помните : он нам (взрослым) верит . Ведь доверие к миру дадим ему мы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)

   С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...

"Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»     «Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания  детей младшего ...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Взаимодействие взрослого с детьми с разными типами восприятия

Важно знать тип восприятия вашего ребенка, чтоб  правильно строить общение с ним, создавать  для него развивающую среду, покупать интересные ему игрушки....

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...