Методическая разработка на тему «Волевая готовность детей дошкольного возраста к школе»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Уткина Ирина Александровна

Методическая разработка содержит рекомендации о формировании волевой сферы развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему «Волевая готовность детей дошкольного возраста к школе»

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.

К З годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.

Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».

Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед:  он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком.  Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).

Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

4. Как развивать волевые качества у ребенка?

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Взрослый должен:

• Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

• Направлять, помогать в достижении цели;

• Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

• Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

• Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

• Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

 ---------------------------------------------------------------------------------------

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

• Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,

• Незнание или отсутствие правил поведения;

• Отсутствие единства методов воспитания;

• Утомление детей вследствие  длительных ожиданий чего-либо;

• Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия  воспитания дисциплинированности:

• Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

• Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

• Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

• Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

• Справедливое отношение взрослых к детям.

• Положительный пример взрослых, их авторитет.

• Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы  воспитания дисциплинированности:

• Упражнения (наглядный показ способов поведения)

• Воспитывающие ситуации

• Указания, напоминания

• Убеждение

• Положительный пример взрослых и сверстников

• Поощрения

• Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история»,  Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов,  проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.

Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…

Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.

Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. (Скачать некоторые корректурные пробы можно тут Корректурные пробы.doc (1271 K)).

Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.

----------------------------------ИГРА-----------------------------------------------

Первая ситуация: дети приходят в школу, не наигравшись! Они приносят игрушки в школу и с трудом отказываются от игровой деятельности во время уроков, стремятся включать своих сверстников и учителя в этот процесс. Проблемой является не то, что ребенок приносит игрушки, а то, что он не может отказаться от них в пользу учебы. Это касается даже подготовленных к школе детей.

Но не все родители знают, что волевой компонент формируется главным образом в игре. Многие родители считают, что игра — пустая трата времени и не стоит уделять ей особое внимание. Что лучше время, которое ребенок тратит на "детские" игры, занять более "полезными" делами, например, английским языком или шахматами, бальными танцами или рисованием. Родители гордятся, если ребенок несколько часов кряду может заниматься столь важными, по их мнению, делами. Но зачастую такой ребенок не может самостоятельно выбрать игру (мы не имеем ввиду игры интеллектуальные, развивающие). А если и выберет и найдет напарников (например, когда в гости пришли знакомые с детьми), то не может играть без организаторской помощи, привлекает внимание взрослых бесцельным задаванием вопросов либо усаживается с детьми за тот же компьютер.

Так чем же игры, выбираемые современными родителями (направленные на развитие интеллекта) отличаются от игр, способствующих формированию эмоционально-волевой сферы? Кстати, вы, наверное, удивитесь, что последние — это игры нашего с вами детства, детства наших родителей и прародителей: "салочки", "прятки", "казаки-разбойники"; ролевые игры ("дочки-матери", "войнушки"). Значение "старомодных", полузабытых современными родителями игр очень велико! Судите сами.

Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе соблюдать правила и законы. Где как не здесь появляется стремление подчинить эмоциональный порыв воле. Вспомните классики! Наступил на черту — начинай сначала: правила есть правила и они для всех!

В игре развивается память. Ребенок учится целенаправленно запоминать и припоминать. Играя, он узнает больше нового, чем когда его специально обучают. Потому что ему самому хочется узнавать и запоминать.

В процессе игры развивается воображение (дети строят дома из стульев, проектируют и мастерят из коробок ракеты). Воображение — важная основа творчества. Под творчеством мы понимаем способность создавать новое в различных областях жизни. У ребенка появляется способность нестандартного решения задач, возможность по-разному посмотреть на одну и ту же проблему.

В игре развиваются и усовершенствуются новые движения, развивается моторика. Представляете, как приходится двигаться ребенку, изображающему зайца, прыгающего по лужайке?! В ролевых играх дети любят что-то пересыпать или переливать — формируется точность движений. Некоторые дети любят повторять действия и движения любимых героев и артистов (танцоров и Человека-паука, акробатов в цирке и Бэтмена) — развивается способность регулировать и координировать движения. При этом есть мнение, что моторная ловкость опосредованно влияет на интеллектуальное развитие.

Благодаря игре формируются детские сообщества. Дети учатся общаться друг с другом, учатся договариваться и самостоятельно, без участия взрослых, разрешать конфликтные ситуации, придумывать игры и правила, обмениваться ролями ("Сейчас я учитель, завтра — ты"). Дети учатся играть друг с другом, а не просто на одной территории. Понаблюдайте, как ваши дети играют в песочнице: каждый по отдельности роет яму и что-то строит, или Рома роет, а Валя и Юля стряпают из этого песка пирожки, а затем все вместе садятся "обедать"?

Воспитатели детского сада отмечают, что игра может разрушаться, и происходит это поэтапно. Игра начинает разрушаться, когда, например, кто-то из детей приносит какую-нибудь электронную игрушку, и остальные ребята встают в очередь, чтобы поиграть, а обычные игры забрасываются. Это первый этап. Но здесь еще существует распределение ролей и правила. Однако потом ребята приходят домой и просят родителей купить такую же игрушку. Это второй этап. И если родители соглашаются и, мало того, дают ее с собой ребенку в детский сад, игра разрушаются окончательно. Общение детей сводится к обсуждению того, кто какой этап прошел и т.д.

Что же делать, если вы обнаружили, что ребенок не умеет играть? Дадим вам несколько рекомендаций.

Нужно позаботиться о том, чтобы у него была компания для игр (это могут быть дети ваших знакомых, например). Но не думайте, пожалуйста, что на этом ваше участие заканчивается. Ребенка нужно научить играть. Начните с простой игры в прятки, поиграйте с ним сами, ведь так приятно окунуться в счастливые минуты детства и пережить эти мгновения с вашим ребенком! Вспомните, во что вы сами любили играть и расскажите детям об этом.

Разыграйте "дочки-матери" и побудьте в этой игре дочкой. Но будьте внимательны, прислушивайтесь к тому, чего хочет ребенок, не подменяйте его желания своими. Уважайте правила, которые вводит ребенок. Будьте спонтанны и искренни, однако не забывайте, что ребенок — он, а взрослый — вы.

                                                        ТРУД

ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ...

Чтобы избавить ребенка от мук беспомощности в школе, постарайтесь, как можно раньше привить ему навыки трудолюбия: пусть он сам убирает игрушки, застилает постель, содержит в порядке свои вещи. Постепенно нужно предлагать ребенку и такую работу, которая, может, и не интересна ему, но необходима. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

Например, поручите дочке поливать цветы, вытирать пыль. Конечно, первое время она может и забыть о вашем поручении. Надо ей напомнить: "Вот видишь - ты не поливала несколько дней цветы и они чуть не засохли. Пожалуйста, не забывай об этом впредь". Постепенно девочка привыкнет к своим обязанностям, и будет воспринимать их как должное. Прекрасный способ выработать у детей привычку к труду и связанное с ним чувство ответственности - поручить им уход за домашними животными.

Дети с раннего возраста стремятся включиться в дела старших. Не отталкивайте их, наоборот, постепенно привлекайте к выполнению каких-то домашних обязанностей.

Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе.

Игра «Режим и порядок»

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное. Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее, в правило к самому себе.

ЕСЛИ ТРУДНО УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ

Если трудно усидеть на месте, то и учиться будет нелегко. В школе малышу придется подолгу заниматься одним и тем же, подчас однообразным делом.

Ситуация. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает усидчивости и внимания.

Решение. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

Воспитывать детей можно и нужно при каждом удобном случае. К примеру, сын увлеченно рисует, но через 10 минут бросил - надоело. Воспользуйтесь ситуацией. "Покажи-ка мне, что у тебя получилось? Нет, так не годится: смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги: без окон, без дверей. И труба набок, вот-вот упадет. Как ты думаешь, какую оценку поставила бы тебе учительница?" Постарайтесь, чтобы ребенок закончил рисунок, но не забудьте похвалить за работу... Помогите своим детям усвоить важнейшую формулу успеха: начатое дело нужно доводить до конца.

Ситуация. Если ваш ребенок неорганизованный, начатое дело до конца не доводит, берется за другое, не умеет сосредоточиться…

Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы?

Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).

С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация, убрана комната.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "НЕЛЬЗЯ".

Ведь что такое школа в первую очередь? Это не только развивающая среда, а еще и дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом "Ты должен!". Конечно, от таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это "Ты должен!" заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий.       Но даже в самой доброжелательной обстановке ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, не быть назойливым.

Надо чаще напоминать малышу, что он живет среди людей и поэтому должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит - нельзя шуметь; мама занята разговором - не нужно в это время обращаться к ней с вопросами, пришли к родителям гости – ребенку не место за столом.

Если ребенок не умеет считаться с другими, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе. Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам.

Ситуация. Саша в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Как могут сложиться отношения Саши в школьном классе?

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Другой современной проблемой является выраженное желание ребенка быть первыми и единственными для учителя. Таким детям сложно быть в коллективе, придерживаться имеющихся в этом коллективе правил. Они хотят, чтобы их всегда спрашивали, вызывали к доске, чтобы учитель был только для них. При этом обижаются на то, что спрашивают Васю или Лену, что Саше поставили "четыре", а ему ничего. Действия учителя такие ребята расценивают как игнорирование и не любовь к себе. Дома жалуются на то, что учитель больше любит других детей, а него внимания не обращает. Эта ситуация может вызывать нежелание ходить в школу вообще. Наиболее выражено подобное поведение у детей, не посещавших детский сад, которые готовились к школе один на один с репетитором или родителями.

Что делать? Учить правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку.

Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.

Почему возникла такая ситуация?

Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда ребенку не разъяснили, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.

Отношение к родным и близким.

Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности. Ребенок должен видеть, что родители интересуются его делами в школе, часто общаются с учителем.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Исходя из этого, взрослый должен:

 - ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

 - направлять, помогать в достижении цели;

 - приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

 - воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

 У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

 Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и что он старается, делает, как может; этого достаточно.

 Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Методическая  разработка  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреж...

Научно-методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образованияВ данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей, как залога успешного умственного, эстетического и нравстве...