Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Анисина Оксана Анатольевна

Методическая  разработка  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             МБДОУ «Детский сад «Сказка» г.Вуктыл

Составила: воспитатель Анисина О.А.

Методическая  разработка  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста»

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Планирование работы по патриотическому воспитанию. 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому моей задачей, как педагога, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;  формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства, и республики Коми (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшой город как наш Вуктыл,  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Роль семьи воспитанников в патриотическом воспитании и развитии ребенка.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.

 Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни.  связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Проанализировав отношение детей к понятию «Родина» ; проведя опрос о родном городе среди детей группы были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей :

 - закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города, области)

 - расширить знания детей о природе родного края,

 - познакомить детей с историей и современностью родного города, и республики Коми;

 - сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей

 - способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.

 Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:

 - природа родного края;

 - история города;

 - символика

 - достопримечательности города;

 - труд взрослых.

Так же было проведено  анкетирование , и беседы с родителями на тему «Что такое патриотическое воспитание», и нужно ли оно в детском саду. Нами было принято общее решение – поднять уровень знаний детей. Но воспитывать патриота в рамках ДОУ не достаточно. Здесь очень важно участие родителей.

 Всеобщими усилиями мы стали работать в данном направлении, нами

 - альбомы « Моя республика Коми»,  семейный альбом «Что такое счастье?»

- проведены проекты «Родословная моей семьи»

 - свой мини музей по патриотическому воспитанию.

 Привлекаем родителей  к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.

 Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на  объекты нашего города .

 Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.

 Но ребенку надо показать Вуктыл не только как красивый город, но и  показать трудовую жизнь горожан . Эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.

 Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки. Были сделаны фигуры для интерьера участка.

 Для родителей оформляется уголок с советами, планами, информацией .

                           Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.



Предварительный просмотр:

                         

 План к методической  разработке  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста»

                 

 Образовательная деятельность с детьми.

Деятельность с родителями.

Деятельность с педагогами.

Оснащение пед.

 процесса.

                                Октябрь

1.        Работа над проектом:

«Родословная моей

     семьи»                               2.Образовательная область. Познавательное  развитие: Тема: «Я и моё имя».

Цель: Познакомить с историей имени.

Анкетирование

родителей по теме: «Патриотичес-

кое

  воспитание»

Подбор стихов и загадок об именах.

Ноябрь

1. Образовательная область. Познавательное развитие:

«Мой родной город».

Цель: Обогащать  представления детей о родном городе;

 Развивать связную речь детей, расширять словарный запас;

Воспитывать любовь и интерес к городу, в котором живут дети.

Тема: «Мой родной город».

2. Экскурсия по городу.

Цель: Формировать представления о городе, уточнить правила поведения на улице, воспитывать чувство ответственности за свой город.

3.Конструирование : «Мой город»

4.Презентация проекта : «Родословная моей семьи»

5. Выставка семейных газет «Родословное древо».

Изготовление семейных газет «Родословное древо»

Консультация: «Нравственно- патриотичес-

кое воспитание».

Подбор иллюстраций города Вуктыла.

Изготовление дидактических игр: «Герб родного города»;  «Сложи герб родного города».

Декабрь

1.Образовательная область. Познавательное развитие – «Русская народная кукла»

Цель: Приобщение детей к народной культуре через совместное творчество.

2.   Продуктивная деятельность: Изготовление народной куклы: «Кукла-закрутка»

Мастер-класс

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре»

Выставка тряпичных кукол.

Январь

1 . Беседа «Что такое счастье?

2.Выставка патриотических уголков.

Создание семейного альбома «Что такое счастье»

Создание альбомов: «Столица Республики Коми» ; Города герои «Москва», «Ленинград»

Выставка детских высказываний «Что такое счастье?»

Выставка детских фотографий.

Февраль

1.Образовательная область. Познавательное развитие:

Тема: «Наши защитники».

Цель :Дать представление об Армии, и родах войск. Объяснить, что  солдаты принимают на себя высокую и почётную обязанность: защищать честь и свободу Родины.

2.Продуктивная деятельность.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Выставка иллюстраций различных видов войск.

Март

1.Беседа

Тема: «Я люблю свою маму».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, женщине.

2. Народные традиции: развлечение для детей: «Масленица»

3.Подготовка к юбилею детского садика».

Разучивание стихов посвящённых мамам.

Выпечка блинов,

 для развлечения.

Изготовление подарков своими руками, и поздравлений к юбилею детского садика.

Оформление выставки : «Подарки мамам»

Выставка рисунков и подарков : «Детский садик наш родной, здесь живём одной семьёй».

Апрель

1.Образовательная область. Познавательное развитие.

Тема: «Наши космонавты» (беседа о профессии космонавта с просмотром иллюстраций).

  1. Продуктивная деятельность.

«Конструирование космического корабля».

Выставка картин о космосе.

Май

1.Образовательная  область. Познавательное развитие

Тема: «Воины ВОВ»

Цель:  Воспитывать              уважение к воинам ВОВ и  их подвигам.

  1. Экскурсия к  памятнику боевой славы.

Выставка рисунков совместно детей и родителей «Этот День Победы!».

Выступление родителей с песнями о ВОВ.

Анкетирование родителей.

Оформление выставки ко  Дню Победы.

Выставка фотографий с экскурсии.

Изготовление атрибутов для открытого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...

Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

Консультация для родителей на тему: "Патриотическое воспитание детей 4-5 лет".

Без помощи родителей решить эту задачу невозможно. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей  стране, родной семье, родном гор...

Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные фор...

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Патриотическое воспитание детей в детском саду ко "Дню Защитника Отечества" в старшей группе".

Знакомим детей с историей возникновения нашей страны и армии, с символикой нашей Родины.Воспитываем у детей патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам –защитникам, желание п...

Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"

Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"

Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...