Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Солодягина Надежда Сергеевна

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим событиям  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Работая по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, позволяющему  раскрыть способности каждого ребенка и самореализовать  его творческий потенциал.

Для реализации выбранного направления я поставила перед собой цель: формирование гражданских качеств и чувства патриотизма, сопричастности к Родине, родному краю, дому, семье, детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                      Детский сад №114 «Василёк»

                Статья на тему:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство

                                        Подготовила музыкальный руководитель

                                                Солодягина Надежда Сергеевна

                                              Г.Дзержинск

                                                           2015

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим событиям  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Работая по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, позволяющему  раскрыть способности каждого ребенка и самореализовать  его творческий потенциал.

Для реализации выбранного направления я поставила перед собой цель: формирование гражданских качеств и чувства патриотизма, сопричастности к Родине, родному краю, дому, семье, детскому саду.

В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к истории и культуре России через музыкальное искусство.
  2. Приобщать детей к народным традициям.
  3. Знакомить с лучшими образцами песен военных лет.
  4. Воспитывать уважение и любовь к своему народу.

Система работы представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений,  праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.

Планируя свою работу, выделила следующие направления:

1.Классическое культурное наследие, с которым дети знакомятся  на ежегодно проходящих в нашем детском саду мероприятиях: «Неделя классической  музыки», «Встречи в музыкальной гостиной», «Осенние напевы», «Музыка Зимы», «Весна - красна поёт». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

2.Народная музыка  вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.

Например, на тематическом мероприятии «В чае души не чаю» приобщаю детей к национальным традициям  народов РФ, воспитываю уважение и любовь к своему народу, формирую навыки здорового образа жизни. В музыкальный репертуар праздника вошли частушки,  пляска с ложками на р.н.м. «Калинка», песня «Самовар», народные игры. Закончился праздник чайной викториной, победителю вручили чай с баранками и конфетами.

В своей работе активно применяю на занятиях музыкальное сопровождение - записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даю понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование  народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. 

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Праздник Троицы «В белой берёзоньке отразилась Русь», летний традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало».

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”,  «Играй, город» - праздник Масленицы,  «Весенние забавы».

3. Историческое прошлое. Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны. Маленький ребёнок пока не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.

С этой целью была организована экспозиция «Мой дедушка – герой», которая включала в себя фотографии  и иллюстрации военных лет. Особый интерес у детей вызвало знакомство с военными письмами-треугольниками, рацией, солдатским котелком…

Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Неоценимую роль в патриотическом воспитании несут в себе песни  военной тематики: «Песня про Армию», «Буду военным» А.Варламова, «Все мы моряки», «Пограничник», которые дети исполняют  с особым желанием и эмоциональным подъёмом. Знакомим детей и со взрослым репертуаром. Песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории нашего государства.

И уже как вершина творческих достижений – это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного, танцевального и поэтического творчества.  Дети раскрывают свои таланты: умение красиво и выразительно танцевать, декламировать стихи, перевоплощаться в различных героев и передавать их душевное состояние; показывают владение вокальным  и сценическим искусством.

В 2009 году на  фольклорном празднике «Живи, наша Русь и душа» дети через исполнение песен, танцев, хороводов, народных игр в очередной раз смогли соприкоснуться с истоками народного творчества, передать всю его красоту и величие.

Фольклорные театрализованные представления дают возможность оживить давным-давно созданные русским народом песни, игры, хороводы.

В 2010 году на музыкально-театрализованном представление в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне «Проходят года, наша память жива», наши дети сумели отобразить события военных лет: начало войны, расставание, участие в «боевых» действиях героев представления, встречу с артистами «на привале», жизнь в блокадном Ленинграде, встреча воинов-освободителей.

Новая форма работы по проведению тематических занятий и празднованию юбилейных дат позволила нам добиться наиболее эффективного эмоционального воздействия на детей и протянуть тоненькую ниточку, связывающую их с жизнью и событиями прошлых лет. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории  своего народа, своей страны.

На местном МГТК неоднократно показывали музыкально-театрализованное представление «Живи наша Русь и душа» - 2009 г., музыкально-литературная композиция к 65-летию со дня Победы «Проходят года – наша память жива». – 2010 г.

Говоря о традициях, хочется добавить, что высокий уровень музыкального развития мои воспитанники показывают на  ежегодно проводимых в нашем городе краевом празднике «День Минусинского помидора», городском празднике «День города».

Свою гражданскую позицию дети проявляют, участвуя в различных конкурсах и  фестивалях в рамках патриотического воспитания, таких как  «Ради жизни», «Волшебный микрофон» проводимых отделом молодёжной политики администрации нашего города, «Музыкальная капель», проводимом управлением образования администрации нашего города.

Дошкольное детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, и от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, любовь к Родине и окружающему  миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через декоративное искусство.

Статья о системе работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Статья на тему: Патриотическом воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерностин...

Консультация на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чу...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство....

Доклад "Патриотическое воспитание детей раннего возраста через музыкальное искусство"

              Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, что  в общем-то и входит в по...