Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через декоративное искусство.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Топоркова Наталья Юрьевна
Статья о системе работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста  через декоративное искусство.

          Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это земля, природа, богатство недр. Это народ, населяющий страну, это образ жизни общества. Родина, это самое великое, дорогое, глубокое чувство человека. За последние годы произошли изменения в сознании людей в духовной сфере. Новое поколение ни во что не верит, патриотические чувства не модны, главная цель – деньги, и не важно, каким путем они добыты. Многочисленные современные проблемы связаны с безысходностью, невежеством, разрушительной деятельностью человека являются следствием общего кризиса, назрела необходимость в воспитании человека с иным мировоззрением.

           Воспитание чувства ответственности за собственное поведение, мысли, поступки,  осознание своей сопричастности к судьбе Родины должно стать одной из важных задач в воспитании детей с раннего возраста. Необходимо заронить в душу ребенка частичку добра, чтобы ребенок ценил не только материальные блага, но и все, что его окружает. Именно обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям России в целом.

         Дошкольный возраст самый восприимчивый из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, е нравственные и культурные ценности. И хотя многие впечатления в этот момент еще не осознанны глубоко ребенком, но они пропущены через его восприятие, и играют огромную роль в становлении личности ребенка. От того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – в особой степени зависит, каким человеком станет сегодняшний наш малыш.

          Проект «Декоративно-прикладное искусство хакасского народа как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» одно из направлений в становлении личности дошкольника. Содержание проекта позволяет сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края развивающим и интересным для ребенка, сформировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в городе, республике, стране, мире.

         Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому, видя интерес детей к народному искусству, было выбрано данное направление. Теоретическое и практическое содержание направления работы отражает некоторые основные характеристики нашего региона: социокультурные, исторические, географические и климатические. Перед нами стояла цель познакомить детей с историей творчества хакасского народа, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

          Предварительно, изучив материал по декоративно- прикладному искусству хакасского народа, были подобраны пособия и иллюстрации: таблицы с элементами орнаментов, зарисовки, фотографии, рисунки, раздаточный материал. Создавались условия для самостоятельной деятельности детей: приятная атмосфера для творчества, доступный и удобный в использовании материал (пластилин, глина, краски, карандаши, цветная бумага, трафареты из картона, бусины, ленты, цветные нитки и лоскутки ткани).

              Исходя из цели проекта, были определены следующие направления работы:

  • особенности декоративного орнамента (элементы орнамента, их форма, цвет, чередование)
  • особенности мужского и женского костюма (элементы костюмов, их отделка разными материалами, богатство красок)
  • традиции изготовления национальных украшений (для чего предназначены и что символизируют)
  • культура быта (знакомство с домашней утварью, посудой и пр.) Указанные направления были реализованы через определенные виды декоративно-прикладного искусства: аппликация, декоративная лепка, изобразительная деятельность.

           В разделе аппликация происходит знакомство детей с древним способом художественного оформления изделий из войлока, кожи, сукна, бересты, бумаги. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету материала. Именно с красным цветом связаны представления о радости, торжестве и счастье.

           Декоративная лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, имеющий много аспектов.

         Лепка является основным направлением при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством. Дети создают декоративные изделия: вазы, кашпо, тарелки, лепные орнаменты, панно и интересные элементы для кукольных замков, для игр и спектаклей.

         В изобразительной деятельности ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются представления об окружающем. На занятиях большое внимание уделялось:

- умению детей передавать свои впечатления от окружающей действительности;

- пропорциональному соотношению между предметами;

            -передача характерных форм и деталей.

В процессе реализации проекта было проведено экспериментальное исследование, что позволило проанализировать результаты проведенной деятельности.

Эксперимент длился 2 года. В эксперименте участвовало 25 детей экспериментальной группы (проводилась работа по нравственно-патриотическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства хакасского народа) и 25 детей контрольной группы (не проводилась работа по данному направлению).

           Анализируя полученные результаты работы, можно говорить, что декоративно-прикладное искусство действительно позволяет осуществлять эффективную работу в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Поскольку продукты этого вида деятельности отображают самобытность, художественность народа, воспевают лучшие черты народного характера. Эти произведения учат понимать и любить прекрасное. В процессе изготовления изделий декоративно-прикладного искусства дети могут и почувствовать и богатство культуры хакасского народа, усвоить обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Характеризуя деятельность проведенной мною работы, можно отметить, что в работе всегда определяются перспективы применения детьми усвоенных на занятиях, экскурсиях, знаний на практике, что позволяет использовать в дальнейшем на более высоком качественном уровне.

          Искусство хакасского народа, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми, поскольку сочетая в себе информацию о жизни, быте, культуре и традициях хакасского народа является мощным источником в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приобщение детей дошкольного возраста к искусству детской книги

книжная графика, как средство приобщения детей дошкольного возраста к искусству...

«Система работы педагога по развитию восприятия детей дошкольного возраста произведений искусств (музыкальных)»

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявл...

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству художественного слова

Значение художественной литературы в воспитании дошкольников....

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством.

В материале предложено примерное распределение программного материала по знакомству детей дошкольного возраста  с искусством в разных возрастных группах и даны  рекомендации по оформлен...

Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»

В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....