Приобщение детей дошкольного возраста к искусству художественного слова
статья (старшая группа) по теме

Значение художественной литературы в воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству художественного слова

           Художественная литература имеет большое значение для воспитания личности дошкольников. Она будит мысль детей, помогает им ориентироваться в окружающей действительности. Образовательная область программы дошкольного образования «Речевое развитие» связана со всеми образовательными областями, а значит, является одним из важных факторов развития дошкольников.

          Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развитие интереса к художественной литературе.

2. Привитие интереса к чтению больших произведений.

3. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

4. Объяснение доступных детям жанровых особенностей сказок, рассказов, стихотворений.

5. Знакомство детей с оформлением книги, с её иллюстрациями.

6. Выразительное чтение стихов детьми, их участие в чтении текста по ролям, в инсценировках.

7. Побуждение детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

           В книжном уголке группы размещаю иллюстрированные книги, в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников, портреты писателей и поэтов. Организую тематические выставки. Подбираю художественные тексты, соответствующие теме годового планирования, а также на интересующие детей другие темы. Использую совокупность художественных произведений с различным жанровым делением.

         С первых дней пребывания в детском саду ребенок овладевает различными видами деятельности, связанными с книгой: рассматривание иллюстраций, общение со взрослыми по поводу того, что нарисовано на страницах книжек с картинками, пересказ и чтение книг взрослыми.

Ежедневно читаю детям книги, чтобы интересное, регулярное чтение вошло в их привычку. Читая книгу, выступаю для детей равноправным партнёром по восприятию её содержания: проявляю эмоции, соответствующие содержанию текста – удивление, изумление, сострадание и прочее. Это способствует эмоциональному отклику у дошкольников. В зависимости от интереса и пожеланий детей перечитываю ранее прочитанные тексты.

          Обсуждению художественных произведений придаю непринуждённый характер. Оно уместно сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного, или если намерена использовать текст как смысловой фон для следующей за чтением деятельности (рисование, создание книжек-малышек и прочее), а также, если вижу необходимость сравнить художественный текст с реальными событиями. Стараюсь воспитать книголюбов, испытывающих сострадание и сочувствие к героям.

Рассказываю и читаю детям сказки, даю прослушать их в записи. Предоставляю дошкольникам возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации в новой книге, определить жанр произведения, предлагаю детям придумать словесные зарисовки. Они воображают себя художниками-иллюстраторами, думают и рассказывают, какие картинки они бы нарисовали.

 По моей просьбе ребята вспоминают и рассказывают о самом интересном, смешном или грустном эпизоде. Вместе с детьми проводим драматизацию произведений, конкурсы чтецов, досуги, развлечения.

          Знакомство дошкольников с художественными произведениями начинаю с показа портрета писателя или поэта. Такое вступление считаю целесообразным при знакомстве детей с произведениями А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и других известных авторов.

   Учу детей выразительно, громко, не торопясь, читать стихи. Постепенно предлагаю нерешительным детям выступления на утренниках и участие в драматизациях.

     В непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла и по развитию речи зачитываю детям программные произведения, провожу литературные викторины. Вместе с детьми на время становимся авторами книжек-малышек. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики, а главное – дети реализуют своё желание подражать взрослым.

            При организации сюжетно-ролевых игр учу детей развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений. Сопровождаю художественным словом совместные наблюдения, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, игровую, продуктивную и трудовую деятельности, режимные моменты (использую песенки, потешки, поговорки, стихи).

            Раз в месяц с ребятами посещаем детскую библиотеку имени К. Г. Паустовского: занимаемся в клубе «Читай-ка». Рекомендую родителям записаться в библиотеку, устраивать дома семейные чтения. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.  

                Художественная литература оказывает положительное влияние на личность дошкольника. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Развивается и мышление детей. Книга объясняет жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.  

                Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение книг о других странах, природе, технике, истории развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.

                Книги – помощники в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию. У дошкольников развиваются художественное восприятие и эстетический вкус.                                                                                                                      

                Стаж моей педагогической деятельности более двадцати лет. Очень люблю поэзию и даже сама пишу стихи для детей и взрослых. На творчество меня подтолкнуло еще и желание помочь детям с нарушениями зрения (я работаю в специализированной группе для слабовидящих детей), поскольку занимательный стихотворный материал позволяет лучше усваивать программу дошкольного образования и познавать окружающий мир. За это время мною написаны два сборника стихотворений для детей, заканчиваю работу над третьим.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приобщение детей дошкольного возраста к искусству детской книги

книжная графика, как средство приобщения детей дошкольного возраста к искусству...

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...

Анкета для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству в рамках реализации ООП ДО»

Цель анкетирования: проверить и обобщить знания педагогов в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к искусству. в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к искусству"

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Эта консультация дает ответ на поставленный вопрос и определяет основные направления работы по данному на...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытать...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не ст...