«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
консультация (младшая группа) по теме

Адаптация  к  детскому  саду  –  нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление  ребѐнка  в  дошкольное  образовательное  учреждение  сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания,  системы  поведенческих  реакций  малыша,  приводит  к необходимости  устанавливать  социальные  связи,  адаптироваться  к новым условиям жизни. Изменение  образа  жизни  приводит  в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Разлука и встреча с родными протекают  подчас  очень  бурно,  экзальтированно:  малыш  не  отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает  слезами.  Анализируя небольшой педагогический  опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И   обозначила проблему следующим образом:

- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

От того, как пройдѐт привыкание  ребѐнка  к  новому  распорядку  дня,  к  незнакомым взрослым  и  сверстникам,  зависят  его  физическое  и  психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс на тему:

«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».

Выполнила: Жарова

Вера Александровна

г. Санкт – Петербург

Содержание

1. Актуальность ………………………………………………………………….2

2.Адаптация как психолого – педагогический феномен………………………3

3. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ…………………………5

4. Советы и рекомендации для родителей………………………………………7

5. Педагогические приемы для успешной оптимизации адаптации ребенка в ДОУ……………………………………………………………………………….9

Актуальность

Адаптация  к  детскому  саду  –  нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление  ребѐнка  в  дошкольное  образовательное  учреждение  сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания,  системы  поведенческих  реакций  малыша,  приводит  к необходимости  устанавливать  социальные  связи,  адаптироваться  к новым условиям жизни.                                        Изменение  образа  жизни  приводит  в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Разлука и встреча с родными протекают  подчас  очень  бурно,  экзальтированно:  малыш  не  отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает  слезами.  Меняется  его  активность  и  по  отношению  к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему  снижается. Падает  уровень  речевой  активности,  сокращается  словарный  запас,  новые  слова  усваиваются  с  трудом. Ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Анализируя небольшой педагогический  опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И   обозначила проблему следующим образом:

- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

От того, как пройдѐт привыкание  ребѐнка  к  новому  распорядку  дня,  к  незнакомым взрослым  и  сверстникам,  зависят  его  физическое  и  психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду.

  1. Адаптация как психолого - педагогический феномен.

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю)  – это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов  привыкания,  как  на  физиологическом,  так  и  на  психологически-социальном уровне. У  всех  детей  привыкание  происходит  по - разному,  условно  его  можно разделить на три типа адаптации:

                          Легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя  в садике  как  «рыба  в  воде»,  приходят в сад  как на «праздник»  и  порой  родители  вечером  с  трудом  их  могут  забрать  домой, настолько комфортно они себя чувствуют. Другие  тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе, воспитателям  и родителям. Нормальная или тяжелая адаптация схожи в своих проявлениях, но различаются по времени  протекания.                                                                          Основные  признаки,  характеризующие  период  привыкания ребенка к ДОУ:

–  Ребенок плачет, собираясь в сад;

–  Тяжело расстается с родителем в садике;

–  Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

–  Нарушения сна;

–  Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т.д.);

–  Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться  как по отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей, которые  легко  и  быстро  адаптируются  (до  двух - трех недель),  тревожные  «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная  (длительная  –  свыше  3  месяцев)  адаптация  характеризуется  наличием всех  вышеперечисленных  признаков  и  в  некоторых  случаях  чревата  более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.                Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний  родителям,  они  более  «удобны»  педагогическим  работникам, общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет –  родитель радуется, полагая, что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или  несколько, затем следует малоприятный «сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики – адаптация принимает более тяжелую, затяжную форму, со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.

  1. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ.

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ:

1.  Низкий  уровень  социализации  ребенка.  Ребенку  часто,  имевшему неоднократный опыт разлуки с матерью  хотя  бы  на несколько часов, контактирующему  со сверстниками и  другими  взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки находится, в основном дома под родительской опекой.

2.  Недооценивание  важности  режима  адаптации.                                  Часто,  родитель,  вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на  целый день. Условно нормой можно считать  постепенное  увеличение  времени  пребывания  начиная  с  двух часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать свой режим, исходя из его возможностей.

3.  Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие.                Вопреки мнению многих родителей к трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет о  завязывании  шнурков  и  застегивании  пуговиц  на  одежде.  Но пользоваться некоторыми столовыми приборами, такими как ложка или одевать колготки с майкой ребенку вполне по силам. И конечно у ребенка, которого не учили самообслуживанию, будут возникать сложность, вплоть до снижения самооценки и возникновения комплексов.

4.  Разница в режиме дня.                                                                         В идеале перед поступлением в детский сад нужно  постепенно приближать режим  дня  дома  к садовскому, это поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.

5.  Разница в питании.                                                                                 У детей, привыкших к  «баночному» питанию, с несформированным  навыком  питания  будут  возникать  трудности, так же как и у детей приученных к одним пельменям с сосисками, которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут возникнуть проблемы с пищеварением. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола.  Следовательно, ребенка к  садовской пище  и культуре  поведения за столом стоит готовить заблаговременно.

6.  Отсутствие регулярного посещения садика.                                         Не редко ребенка в сад водят «через день», то проспали, то лень и т.д. Ребенок, регулярно, посещающий ДОУ привыкает быстрее.

Советы и рекомендации для родителей.

Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению  ДОУ    заранее.  Ошибочно  предполагать,  что  приведя  в  сад -  его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быстрее.  Большую  роль  тут  играет  педагогическая  грамотность  и  осведомленность родителей. Так педагогически запущенным детям или, иначе говоря, избалованным,  не  знающим  слов  «нет»,  не  привыкшим  к  отказу,  прихоти которых  всегда  исполняются,  будет  труднее,  чем  другим  детям.  Родители таких детей, как правило, или молодые, неопытные, или родители позднего, единственного долгожданного ребенка, не осознают, что в садике существует иная система и методы воспитания и требований. Другая группа риска  – дети  из  неблагополучных семей,  которые часто  на фоне других отстают  в развитии,  что,  несомненно,  усложняет  адаптацию  ребенка.  Излишне  тревожные родители, которые  подолгу  расстаются  по  утрам с рыдающим ребенком, а вечером тщательно осматривая  на  предмет ссадин  и царапин на коленках,  часто  неосознанно  передают  свою  тревогу  ребенку.  Чем  дольше такой родитель прощается и успокаивает, тем сильнее и громче плачет ребенок, доходя до истерики с катанием по полу. В такой ситуации родителям стоит  успокоиться самим, запастись терпением и если  уж они решили ребенка водить в садик, то нужно доверять персоналу ДОУ и понять что слезы естественная реакция ребенка  –  не бывает детей, которые не плачут. Если расставание с мамой переживается очень тяжело и у мамы самой «разрывается сердце» целесообразно будет попросить отводить ребенка в сад кого-то другого, на пример бабушку или дедушку. При правильном подходе и терпении ребенок смирится с неизбежностью своего пребывания в саду и через какое-то время обнаружит для себя много нового и интересного в садике. Особенное  внимание  следует  обратить  на  заблаговременную  профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило  –  одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать  потеплее  в  18-20  °С,  создавая  для  него  тепличные  условия.  Так  же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект – постоянные ОРЗ и ОРВИ. При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями.

Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует  у  ребенка  негативное  отношение  к  саду  и  его  персоналу.  Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации – ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

Педагогические приемы для успешной оптимизации адаптации ребенка в ДОУ

Для более эффективной и успешной адаптации воспитатель  должен предпринять шаги:                                                                                          1)  На  предварительном  собрании  родителей  группы  рассказать и  донести,  как правильно подготовить ребенка к садику: что нужно делать  и  что  делать  нельзя,  познакомить  со  всеми  режимными  моментами.

2) Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным.

3) Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября ровно в 07.00 придут 20 плачущих детишек. Часто бывает, когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев, как другой плачет, тоже начинает плакать и начинается цепная реакция –  все дети плачут –  воспитатели  разрываются.  

4)Хорошие  результаты  дают  совместные  «круглые  столы», тренинги и беседы, совместные игры с родителями. Вообще адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем,  чтобы выработать определенную стратегию  и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:

–  если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки  самообслуживания  и  правила  поведения  в  ДОУ,  коммуникативные навыки;

–  пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно  считать,  что  если  ребенок  не  плачет,  тихий  и  послушный адаптация  для  него  закончена,  важно  выполнение  второго  условия  –  ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.

Формы и способы адаптации.

В процессе привыкания ребенка к дошкольной образовательному учреждению используют следующие формы и способы адаптации:

– элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);

– исполнение колыбельных песен перед сном;

– релаксационные игры (песок, вода);

– музыкальные занятия и развитие движений;

– сказкотерапия.

Используемая литература

1.  Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е.  Социализация и адаптация де-тей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.

2.  Адаптация ребенка в детском  саду: взаимодействие дошк. образоват.

учреждения  и  семьи:  пособие  для  воспитателей  /  О.Г.  Заводчикова.  –  М.: Просвещение, 2007.

3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.

пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду . – М.,

2008.

5.  Гринева  И.А.,  Жомир  М.Ю.  Первый  раз  в  детский  сад.  –  Воронеж,

2007.

6.  Ильина  И.С.  Адаптация  ребенка  к  детскому  саду.  Общение,  речь,

эмоциональное развитие. – М., 2008.

7. Кузьмина А.В.Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду//Обучение и воспитание:методики и практики.2015. - № 18.-URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-period-adaptatsiirebenka-v-detskom-sadu(дата обращения: 31.01.2016).

8.Пистун Ю.В.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к дошкольного образовательного учреждения] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066. - URL: http://www.moluch.ru/archive/63/10076/(дата обращения: 31.01.2016).

9.Шабан О.В.Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду // Вестник экспериментального образования . - 2015. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-adaptatsiyu-deteyrannego-vozrasta-k-detskomu-sadu

10.Хачатрян Л.А.Состояние воспитательного потенциала современной российской семьи/Л. А. Хачатрян, Н. С. Кабанова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология - 2013.-№1 (13). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanievospitatelnogo-potentsiala-sovremennoy-rossiyskoy-semi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....

Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Анализируя свой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее значимую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду....

Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.

                 Составила:   Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорск...

Презентация:"Методы и приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям в ДОУ

Актуадьность:Детский сад – новый период в жизни ребенка.        Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новую обстановку незнакомых люде...