Консультатция на тему: "Виды занятий и методические приемы по развитию речи детей 5-7 лет".
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Ганиева Лиана Ильясовна

Виды занятий и методические приемы по развитию речи детей 5-7 лет

 

Активизация словаря

1. Описание предмета или события из личного опыта по памяти:

Примеры:

·         рассказ о домашних животных,

·         рассказ о любимой игрушке, о дне рождения,

·         как мама наводит порядок, готовит обед,

·         что делали дома в выходные,

·         как я гулял с дедушкой по лесу,

·         что видели по дороге в детский сад.

Методические приемы — образец рассказа с планом, допускается подсказывающий вопрос.

2. Описание предмета или события из коллективной жизни:

Примеры:

·         поход в городской краеведческий музей, поездка в Ясную Поляну (или другое памятное, историческое место);  

·         праздник в детском саду;

·         что мы видели на шоссе, в лесу;

·         как меняли воду в аквариуме;

·         как играли в прятки;

·         что мы видели в детской библиотеке;

·         что делали вчера на прогулке.

Методические приемы — только план, допускается подсказывающий вопрос.

3. Дидактическая игра на описание без наглядного материала (типа загадок) «Угадай игрушку», «Угадай картинку», «Что за зверь?», «Времена года».

Методические приемы — воспитатель дает образец, план.

4. Пересказ сказок, рассказов (в подготовительной группе могут проводится 11-12, в старшей группе 9-10 занятий в год).

Методические приемы: До занятия воспитатель знакомится с текстом, готовит новые слова для объяснения детям. В начале занятия проводится вступительная беседа (1 мин). Не давая установки на запоминание, воспитатель читает рассказ, сказку, задает 3-4 вопроса по содержанию, 1-2 вопроса по идейному содержанию. Затем дается установка на запоминание, т. е. Сообщается детям, что они будут тоже рассказывать. После этого читается сказка второй раз. Для пересказа вызывается 6-7 раз.

5. Драматизация сказок, рассказов, стихов.

Нельзя разыгрывать новое произведение. Драматизацию надо пропустить через занятие. У детей воспитываются моральные качества, дети используют язык произведения; пользуются богатой интонацией. Драматизации проводятся на вечерах развлечений, в дни рождения, как концерт для малышей, иногда на занятии.

6. Показ компьютерных презентаций, слайд-шоу с подбором текста детьми.

Показывать одну  и ту же  презентацию, слайд-шоу 1 раз, затем через неделю, затем через месяц.

Методика проведения: показывать слайды с сопровождением текстом, затем дать детям установку, что будут ещё раз смотреть, но рассказывать будут сами. Один слайд одному ребенку.

7. Придумывание рассказа к картине — творческий рассказ.

Методические приемы — воспитатель выводит детей вопросом за картину («Новенькая» - А что расскажет девочка, когда придет домой?).

8. Придумывание конца рассказа.

Методические приемы —  образец не нужен, только план (вопросы).

Темы-примеры: «Как мальчик нашел щенка», «Приключения щенка в детском саду», «Как дети выручили из беды товарища», «Как Володя помогал девочке Лене» и другие. Всего 6-7 рассказов на занятии.

9. Придумывание рассказа на тему предложенную воспитателем. (В подготовительной группе.)

10. Придумывание текста к неизвестному слайд-шоу. (В подготовительной группе.)

11. Составление письма.

Например: Деду-Морозу, заболевшему товарищу, Лунтику, Незнайке (или другому известному детям персонажу).  

12. Дидактическая игра на описание с наглядного предмета. «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек» и т.д.

13. Описание картины (составление рассказа по картине)

Методические приемы — Картина разбивается на части. К каждой части дети составляют рассказ. В конце составляется один общий рассказ. К каждой части дается план, можно дать образец по одной части. Образец можно дать в начале или после детских рассказов.

14. Описание игрушек.

Игрушки даются знакомые, но разнообразные. Для занятия готовится 5-6 пар похожих, но отличающихся друг от друга игрушек.

Методические приемы - дается план, допускается подсказывающий вопрос.

Общие требования к рассказу детей старшего дошкольного возраста

5 лет: Связный, самостоятельный, понятный, короткий.

6-7 лет: Целенаправленный, без отвлечения от темы, выразительный, последовательный, богаче по словарю, более творческий.

Чередование видов рассказывания

Старшая группа

1. Описание предмета.

2. Пересказ.

3. Описание картины.

4. Рассказ по памяти.

5. Дидактическая игра на описание наглядного материала.

6. Пересказ.

7. Описание картинок.

8. Описательный рассказ по памяти (из личного опыта).

Подготовительная группа

1. Описание реальных предметов.

2. Пересказ.

3. Придумывание детьми рассказа по картине (воспитатель выводит детей вопросом за картину).

4. Рассказ по памяти из коллективной жизни.

5. Дидактическая игра на описание без наглядного материала (типа загадок).

6. Показ компьютерных презентаций или слайд-шоу с подбором текста детьми.

7. Придумывание конца рассказа.

8. Рассказ на тему предложенную воспитателем.

9. Составление письма.

Художественная литература

1. Заучивание наизусть стихов 2 раза в месяц, а малыши разыгрывают стихотворение.

Методические приемы — Образец чтения стихотворения, вопросы к детям, повторное чтение воспитателем. Первыми вызвать 7-8 человек с хорошей памятью. Второй частью занятия использовать чтение худ. произведения, повторение знакомого стихотворения, настольный театр, диафильм.

2. Рассказывание сказок.

3. Чтение худ. произведения.

4. Чтение знакомых произведений.

5. Драматизация художественного произведения.

6. Показ настольного театра.

8. Показ кукольного театра детьми.

9. Слушание аудиозаписей (СD–диск или другой электронный носитель) 1-2 раза в месяц.

Словарная работа

Обогащение словаря

1. Наблюдение за живым объектом.

2. Экскурсии.

3. Организованные осмотры (местные экскурсии).

4. Рассматривание натуральных предметов.

5. Наблюдение за процессом (транспорт, труд).

6. Показ картины.

7. Показ слайд-шоу, компьютерных презентаций.

8. Чтение художественной литературы.

9. Дидактические игры.

 

Литература:

1. А. М. Бородич «Методика развития речи детей» М., 1981 г.

2. Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам», издательство: Владос, 2006 г

3.  Ушакова О.  Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы, издательство: Вентана-Граф, 2013 г

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические приемы в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это способ познания окружающего мира....

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

игры и игровые приемы для развития речи детей

Представленные игры и игровые приемы помогут родителям в работе с  детьми, имеющие  нарушения в речевом развитии....

Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...

Методические рекомендации к организации и проведению занятий с дидактической куклой для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации к организации и проведению занятий с дидактической куклой для развития речи детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагоговЦель - организация работы по развитию...