"Творческие способности детей" Консультация для воспитателей
консультация на тему

Мухачёва Людмила Сергеевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti_dlya_detey.odt26.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         «Творческие способности детей»

Способности человека наиболее глубоко и разносторонне рассматривает наука психология. Но термин «способности» многими психологами озвучивается по-разному. Рассматривая варианты существующих на данный момент подходов к исследованию способностей, их можно отнести к трем основным типам:

1) совокупность различных психических процессов и состояний;

2) высокий уровень сформированности общих и специальных знаний, навыков и умений, которые обеспечивают удачное выполнение человеком разных видов деятельности;

то, что не определяется знаниями, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности.

     Творческие способности - способности что-то сотворить, свершить, придумать, реализовать. Творческие способности - это не только способности в области "изящных искусств", но изобретательство, рационализаторство и т.п. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями.

С.Л. Рубинштейн предположил, что любые специальные способности относятся к творческим способностям. «Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода»

       Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.

Процесс развития творческих способностей детей будет наиболее эффективен при создании определённых условий:

  • Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
  • Организация целенаправленной досуговой деятельности детей в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который впоследствии послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
  • Учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». Любой ребенок способен к такой деятельности. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку. К трем годам у ребенка, по данным Д.Б. Эльконина, появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми».

У детей появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

  • Создание атмосферы творчества, благоприятствующей появлению идей и мнений: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно, а на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач».
  • Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях.
  • Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.
  • Окружающая среда играет значительную роль в развитии творческих способностей ребенка. Многие авторы исследований детского творчества отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Психологи считают, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, для этого педагогу необходимо:

1. Создавать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

2.  Формировать интерес у детей к исследовательской деятельности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда – уголки изобразительной деятельности и ручного труда. Они художественно оформляются, оснащаются дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики деятельности дошкольников.

3. Предоставлять детям в свободный доступ материалы для креативной деятельности, такие как краски и карандаши, мелки, альбомы для рисования и различные материалы для лепки и ручного труда: пластилин, глина, цветное солёное тесто.

4. Использовать предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка, так как для дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования, конструирования, ручного труда. Например, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных для игры в «театр», машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «украшения», основу для картинки и т.д.

5. Использовать настольные игры, паззлы, конструкторы, блоки из различных материалов, детские музыкальные инструменты, книги и диски со стихами, сказками, песенками – все это побуждает ребенка к неструктурированной игре и развивает его воображение.

6. Для того, чтобы уголки изодеятельности и  художественного ручного труда действительно стали центрами детского творчества необходимо обратить внимание на условия их оформления и оснащения, а именно:

- расположение зоны изобразительного творчества:

- доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;

- использование детского дизайна в оформлении;

- наличие произведений искусства;

- изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

- оборудование для рисования, лепки, аппликации, ручного труда;

- работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- различная техника изобразительного творчества (образцы);

- развитие композиционных умений (наглядный материал, дидактические игры);

- знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал,

- дидактические игры);

- жанры живописи  (старший дошкольный возраст);

- образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);

- образцы тканей, швов и др. материал в уголок художественного ручного труда;

- наличие игрового персонажа.

Развитие творческих способностей дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении, поэтому взрослые должны всячески поощрять любознательность детей и показать, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними, тем самым, воспитывая любовь и потребность в знаниях, т.е.  развивать познавательные интересы детей. Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять и это проявляется сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако, станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей.

Чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, что очень важно  в развитии их творческих способностей, родители должны знать, чем интересуется их малыш, познакомить ребенка с новой сферой действительности. Возникновению положительного эмоционального отношение к новому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...

Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей».Цель: познакомить воспитателей с видами нетрадиционных техни...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей средствами хореографии» Воспитатель-хореограф Бесаева М.Ю.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности, а развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л....