Проект по музейной педагогике «Музей на колёсах» совместно с художественной галереей города Калининграда
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Михаленко Ия Викторовна

Цель проекта: активизировать у детей интерес к произведениям народного и профессионального искусства с помощью музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_muzeynoy_pedagogike._muzey_na_kolyosah.docx158.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № 67-АД от 31 августа 2016г.

Возраст детей: 5-6 лет

(старший дошкольный возраст)

Срок реализации: 2 года

Разработчик программы: воспитатель

Михаленко Ия Викторовна

Определена и принята

на педагогическом совете

МАДОУ  «Детский сад №21

«Алёнка»

Протокол № 1

от  31 августа 2016г.

Гурьевск

2016


Проект

по музейной педагогике

«Музей на колёсах»

совместно с художественной галереей

 города Калининградаhttp://to-world-travel.ru/img/2015/042604/1631374

                     

 Куратор проекта: воспитатель

 по изо Михаленко И.В.

  Руководитель:

воспитатели Бузова Е.Н.; Зыбина В.А.                      

«Музей на колёсах»

Проект: долгосрочный (2016-2017 учебный год) групповой, творческий.

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы «Почемучки» в количестве 28 человек – 2016 учебный год, дети старшей группы «Цветик-семицветик» в количестве 28человек, родители воспитанников, воспитатели групп: Зыбина В.А., Михаленко И.В. –куратор проекта, Бузова Е.Н. – руководитель проекта группы «Почемучки», Художественная галерея города Калининграда.

Проблема исследования: 

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

  •          У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  •          Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  •          У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача же дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Поэтому:
Цель проекта: активизировать у детей интерес к произведениям народного и профессионального искусства с помощью музейной педагогики.

Задачи проекта: 

*формировать ценностное отношение к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;

*учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

*формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;                        

*развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

*воспитывать уважение и вызывать эмоциональный отклик к другим культурам

Гипотеза Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.    

Актуальность. Очень важно формировать опыт восприятия произведений искусства с раннего возраста. А музейные занятия способствуют интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию ребёнка, а занятия в детском саду углубляют полученный опыт и предоставляют возможность творческой самореализации.

Калининградская художественная галерея предлагает обширную программу интерактивных музейно-экскурсионных занятий. Эта  программа является результатом многолетнего музейно-педагогического опыта работы.  На занятиях дети знакомятся с миром красоты и учатся видеть этот мир глазами художника.

«Музей на колёсах»

План работы на 2016 учебный год (с января по май)

старший возраст:

Блок «Народные промыслы»

Музейные занятия

(на базе художественной галереи г. Калининграда)

Задачи

Работа с детьми в ДОУ

1.Знакомство с художественной галереей «Новый год по китайскому календарю»

1.Знакомство с художественной галереей.

2.Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству.

Рассматривание иллюстраций про Художественную галерею города Калининграда. Знакомить детей с правилами поведения в музее.

2.«Глиняная игрушка»

1.Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности.

2.Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту русской народной игрушки, радость от созданного своими руками.

3.Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

Лепка «Дымковский петух». Рисование «Роспись фигурки петуха дымковским узором».

Аппликация «Украшение хвоста индюка».

 Рисование «Нарядная барышня»

Чтение художественной литературы «Стихи, русские потешки о Дымке»

Цель:

- познакомить с художественными произведениями «Весёлая Дымка» А. Дьякова, «Чем знаменито Дымково?» В. Феофанова, «Игрушкины частушки» П. Синявского и т. Д.

Дидактические игры:

Игра "Укрась дымковского коня"

Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.

Игра «Найди такой же узор»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.

Рассматривание: игрушек дымковских, иллюстраций с их изображением.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

3.Русская матрешка

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогащать кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы. Рассматривание изображений разных матрешек.

Чтение стихов и загадок о кукле.

Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4.Золотая хохлома

1.Продолжать знакомить детей с народными промыслами России - хохломой, с историей возникновения, производства, элементами хохломской росписи, цветовой гаммой. 2.Формировать у детей чувство любви и гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям. 3.Развивать творческие способности в процессе восприятия предметов декоративного искусства и детской художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4.Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

Беседа с детьми о Хохломском промысле.

Легенда о Хохломе.

Чтение художественной литературы. Выразительное чтение стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома». Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды. Дидактические игры: «Народные промыслы», «Обведи и раскрась», «Найди пару», «Русские узоры».

  

Результативность проекта за 2016 учебный год: Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что ребят привлекают произведения народного искусства. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.F:\галерея\DSCN0888.JPG

C:\Users\сад\Pictures\галерея\DSCN0905.JPG

C:\Users\сад\Pictures\галерея\DSCN1036.JPGF:\галерея\DSCN0923.JPG

План работы на 2016 - 2017 учебный год (с ноября по май)

старший возраст:

Блок «С миру по нитке»

Музейные занятия

(на базе художественной галереи г. Калининграда)

Задачи

Работа с детьми в ДОУ

«В гостях у сказки»

1.Дать представление о художниках – иллюстраторах детской книги.

2.Познакомить с иллюстрациями Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам, потешкам. 3.Обратить внимание на выразительные характерные средства художника. 4.Воспитывать интерес к книжной иллюстрации. 

Беседы:

Зачем в книжках нужны картинки?

Добрый сказочник Ю. Васнецов.

Чтение детям русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым, «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад», «Скок-поскок»

Беседа о творчестве иллюстратора. Дидактическая игра «Найди героя (по иллюстрации Ю.А. Васнецова).

Платочек для Алёнушки.

1.Расширять представления о народной одежде, способах украшения, технике изготовления, материалах. 2.Приобщать к истокам народной культуры. 3.Воспитывать желание познавать лучшие традиции русского народа.

4.Развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Общение с использованием презентации «Как одевались в старину». Дидактическая игра «Наряди куклу», «Что сначала, что потом». Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову». Подвижные игры «Заря», «Краски».

Проведение праздника «Весёлая Коляда»

Забавы детей

1.Знакомство с русской народной игрушкой.

2.Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.

3.Развивать творчество в выборе композиции, цвета элементов.

4.Воспитывать интерес к народному искусству, традициям.

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства – народных игрушек. Изготовление книжки – малышки «Моя любимая игрушка».  Беседы: «Народная игрушка»,

«Поговорим с игрушкой»,

«В мире игрушек»,

«Сочинение историй об игрушках». Продуктивная деятельность, рисование «как мы играем в детском саду».

Богатыри земли русской

27.02

1.Формировать представление о героическом прошлом своей Родины, великих русских богатырях – защитниках народа.

2.Развивать патриотические чувства на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

3.Воспитывать положительное эмоционально-эстетическое отношение к героям былин, патриотических чувств.

Беседы: «Путешествие по Древней Руси», «Волшебный сундучок». Рассматривание картин: «Три богатыря» Васнецов,

«Витязь на распутье» Васнецов,

«Битва на Калиновом мосту» Васнецов,

«Илья Муромец» Рерих,

«Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь). Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем». Конструирование:

«Старинный город»

Народные промыслы

16.03

1.Познакомить детей с народными промыслами.

2.Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.

3.Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.

4.Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

5.Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус

6.Развивать навыки художественного творчества детей.

Тематические беседы:

«Филимоновские игрушки - свистульки»,

«Дымковские мастера»,

«Веселые матрешки»,

«Что такое хохлома?»,

«Гжель сине-голубое чудо». Просмотр презентаций. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не  традиционных материалов.

Звездный час

10.04

1.Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.

2.Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

3.Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.                                                  

4.Привлечь родителей к совместной деятельности.

Беседы:

«Голубая планета – Земля».

«Что такое космос»?

Лепка «Космические фантазии – инопланетные существа». Конструирование «Дома для инопланетян». Стихи о космосе, Ю. Гагарине. Экскурсия в библиотеку.

Древнерусские книги

25.05

1.Познакомить со старославянским  алфавитом.

2.Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

3.Воспитывать  любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Беседа: «Такие разные книги», «Может сказка, может быль…», «Путешествие в прошлое книги». Литературная викторина «В мире сказок». НОД «Современное книгопечатание». Рассматривание Азбуки, альбомов и иллюстраций. 

Лепка: буквы «А». Складывание из кубиков коротких слов «Мир, мама».

Результативность:

-Уровень  представлений воспитанников о музее и музейной культуре: 2016г.- 34%, 2017г. – 73%.

-Отображение в игре  событий общественной жизни: 2016г.- 15%. 2017г. – 56%.

-Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей»: 2016г. – 11%, 2017г. -44%.

-Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков: 2016г. – 46%, 2017г. – 69%.

Объем знаний  детей о музее, его назначении, правилах поведения  в музее:

1.  Высокий уровень - дети знают, что такое музей, имеют представления о  его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения – 2016г.- 17%, 2017г. – 68%.

2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание  привлекают предметы  яркие, необычные – 2016г.-21%, 2017г.- 26%.

3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея – 2016г. – 7%, 2017г.-6%

4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны: 2016г.- 55%. 2017г. – нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...

Проект по музейной педагогике "Музей сказки"

Проект по музейной педагогике "Музей сказки" в первой младшей группе ДОУ знакомит детей младшего возраста с русскими народными сказками , фольклором. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном ...

Музейная педагогика "Музей Востока"

Музей Востока в Москве – это один из старейших действующих музеев России, который начал свою работу в 1918 году. Музей занимает исторический особняк, охраняемый государством: Дом Луниных.В музее Восто...

Интерактивные игры по музейной педагогике Музей "Деревянных игрушек"

Интерактивные игры по музейной педагогике музей "Деревянных игрушек"...

Музейная педагогика. Музей в ДОУ "Память бережно храним"

Музей "Память бережно храним", посященный  75 летию Победы....

Музейная педагогика. Музей в ДОУ "Музей- выставка "Новый год в прошлом веке""

Музей - выставка «Новый год в прошлом веке»  был создан инициативной группой: старшим воспитателем Бондаренко Е. Ю, ПДО по нравственному воспитанию  Емельяновой Е. В., ПДО ...

Методическое мероприятие по музейной педагогике «Музей для детей»

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональ...