Особенности самооценки детей дошкольного возраста и социальный статус.
статья на тему

Яземова Юлия Викторовна

Согласно мнению М.И. Лисиной самооценка является устройством изменения знаний о себе на уровне искусственного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности самооценки детей дошкольного возраста и социальный статус.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

К концу дошкольного возраста формируется  самосознание, вследствие интенсивного интеллектуального и личностного развития. Считается оно центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка возникает во второй половине периода на базе начально эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок обретает сперва умение оценивать действия других детей. А затем – личные действия, внутренние качества и умения. Линия развития самооценки – это понимание своих переживаний. Для этой стадии свойственна половая идентификация: ребёнок признаёт себя как мальчика или девочку. Дети обретают представления о должных стилях поведения. Возникает признание себя во времени. В 6-7 лет ребенок запоминает себя в прошлом, осознает себя в настоящем и воображает себя в будущем. Исследуя формирование самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи отдают предпочтительно внимание самооценке детей дошкольного возраста (А.И. Липкина, А.Л. Шнирман, Л.Г. Пололяк и другие).

Согласно мнению М.И. Лисиной самооценка является устройством изменения знаний о себе на уровне искусственного процесса. Именно устройством «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. По взглядам М.И. Лисиной понятие самооценки является гораздо узким, чем понятие образ самого себя. Явная самооценка так же, как и самосознание появляется на более поздних этапах познания ребенком себя.

В соответствии с концепцией В.С. Мухиной, существуют «составляющие структуры самосознания, которые впервые получают усиленное развитие в дошкольном возрасте»: признание своего имени, социальное признание, признание своей внутренней психической сущности. Структура самосознания дошкольника образовывается в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе.  Самосознание оказывается у В.С. Мухиной как психологическая структура, являвшая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям. Вдобавок обстоятельное наполнение этой структуры, в отличии от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого человека. Ребенок в старшем дошкольном возрасте хорошо демонстрирует свои физические возможности, оценивает их правильно. У него устанавливается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Положительная самооценка образованна на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представление о самом себе. Отрицательная самооценка проявляет непризнание себя, самоотрицание, отрицательные отношения к своей личности.

В установлении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают:

  1. Детей с неадекватно завышенной самооценкой;
  2. Детей с адекватной самооценкой;
  3. Детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень резвы, возбужденны, резко переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они неохотно анализируют результаты своих действий и поступков. Обычно они пытаются решать любые задачи быстро, не разобрав до конца. Как правило, они не сознают своих неудач. Эти дети расположены к демонстративному поведению и доминированию. Они стараются всегда быть на виду, демонстрируя свои знания и умения. Пытаются выделиться на фоне других ребят, направив на себя внимание. К похвале воспитателя они относятся как к чему-то само собой разумеющемуся.

Дети с адекватной самооценкой в подавляющем большинстве случаев расположены анализировать результаты своей деятельности, стремятся выяснить причины своих ошибок. Они уверенны в себе, динамичны, спокойны. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, упорны в достижении цели. Стараются сотрудничать, помогать другим, они довольно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудач стараются установить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего неуверенны, необщительны, осторожны к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень ранимы, готовы расплакаться в любой момент. Не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Кажутся медлительными дети с заниженной самооценкой. Долго не приступают к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. Стремятся угадать, доволен ли им взрослый. Такие дети обычно имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных. С ними никто не хочет дружить. Снаружи это чаще всего малопривлекательные дети. Нужно помнить, что в работе с дошкольниками с заниженной самооценкой, что для них очень важна оценка педагога. Эмоциональное содействие, одобрение могут выборочно снять неуверенность в себе и тревожность.

Зависит от многих причин, особенность проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста. Особенности самооценки в старшем дошкольном возраст определены индивидуальным для каждого ребенка сочетанием условий развития. В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте определена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, скудностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, слабым развитием способности пониманием себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщении и рефлексии. В других – возникает из-за больших завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Вот тут завышенная самооценка будет осуществлять, пожалуй, защитную функцию. Сознание ребенка словно «выключается»: он не слышит шокирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Учитывается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе благоприятные момент: ребенок тянется к успеху, энергично действует поэтому, имеет возможность уточнить представление о себе в процессе деятельности.

Развитие адекватной самооценки, призвание видеть свои ошибки и правильно воспринимать свои действия – источник формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет роль для дальнейшего развития личности, осмысленного понимания норм поведения, следования положительным образцам.

Социальный статус понятие отмечающее положение человека в системе межличностных отношений. Меру его психологического воздействия на членов группы. Разные индивиды в одной и той же группе и одни и те же в разных группах могут использовать одинаковое различное воздействие. Понятие социального статуса определяет положение человека в системе тех отношений, которое раскрывается и излагается по результатам исследования группы при помощи социометрической методики. Которая, открывает социометрический статус индивида. Социометрический статус – это взгляд члена группы в системе межличностных преимуществ, складывается по количеству симпатий и антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы. Если человек обладает в разных группах одинаковым авторитетом, то говорят о гармонии его статуса. Если же этот авторитет существенно различен, его состояние квалифицируется как несоответствие статуса.

Статус человека в группе нельзя до конца понять и описать, исходя только из его индивидуальных особенностей и системы эмоционально-непосредственных отношений сложившихся в группе. Статус индивида воздействует на авторитет и в свою очередь устанавливается им. Социальные статусы распознают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (приобретаемый) благодаря личным усилиям человека.

С того момента, как человек рождается ему присваивается конкретная социальная роль и социальный статус. Но вместе с тем социальный статус зависит от влияния внешних и внутренних факторов. На социальный статус влияют естественные основные факторы – семья и ближайшее окружение ребенка. Кроме взрослого социальная ситуация формирования ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинает играть сверстники. Общение и отношение с другими детьми оказываются менее важными для ребенка чем его отношения с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками носит более целенаправленный и понятный характер. Значит, социальный статус ребенка в группе ярко изображен и все больше усваивает социальную существенность.

Нужно заметить, что структура детского коллектива в большей степени зависит от реальной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых явно выделяют два, три предпочитаемых всеми ребенка. И огромное число отвергаемых. В тоже время в некоторых детских группах такие суровые различия отсутствуют: отвергаемых детей собственно нет. А число предпочтений детей выделяется примерно поровну среди всех членов группы. По всей вероятности, такая атмосфера в детской группе  гораздо выигрышна для развития личности ребенка.

Значит, проблема общения сверстников в дошкольном возрасте гораздо усиленно исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Понятие «статус ребенка в группе сверстников» означает положение ребенка в системе межличностных отношений и меру его психического воздействия на членов группы. Существенно отражается общение в группе сверстников на развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооценки детей дошкольного возраста.

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооенки детей дошкольного возраста....

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

Статья "Особенности самооценки детей дошкольного возраста"

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Особенности самооценки детей дошкольного возраста Содержание:1.1 Что такое самооценка1.2...

Статья "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки детей дошкольного возраста. Мы предположили, что существует связь между стилем воспи...

ИССЛЕДОВАНИЕ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Благодаря самооценке индивид становится личностью, поскольку она выступает существенным условием данного процесса. Самооценка способствует появлению у индивида потребности отвечать уровню окружающих, ...

Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста

Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста...

Особенности самооценки детей дошкольного возраста

Особенности развития и формирования самооценки у дошкольников...