Статья "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

 

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки детей дошкольного возраста. Мы предположили, что существует связь между стилем воспитания, личностными особенностями матери (самооценка, тревожность) и самооценкой ребенка дошкольного возраста. Для проверки гипотезы использовались следующие методики: методика «Лесенка» В.Г.Щур; методика самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн; методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_biesheva_e.s.docx252.79 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы психологии и педагогики

УДК-373                                                               Биешева Елена Сергеевна

                                                                               Старший воспитатель

                                                                           МАДОУ Детский сад № 284                                                      

                                                                                         го г.Уфа РБ

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ

ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и родители – это те люди, с которыми маленькие дети проводят большую часть времени. Именно поэтому личностные особенности родителей и, в первую очередь, матерей, а также установившиеся детско-родительские отношения влияют на развитие ребенка в целом, и самооценки, в частности. Противоречие между важностью влияния личностных особенностей, стиля воспитания матери на самооценку ребенка и недостаточной разработанности данного аспекта породило проблему нашего исследования: изучения взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки дошкольника

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки детей дошкольного возраста. Мы предположили, что существует связь между стилем воспитания, личностными особенностями матери (самооценка, тревожность) и самооценкой ребенка дошкольного возраста. Для проверки гипотезы использовались следующие методики: методика «Лесенка» В.Г.Щур; методика самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн; методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).  В качестве метода обработки статистических данных использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 6-7 лет и 20 матерей.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Лесенка» В.Г.Щур

Согласно полученным результатам, для большинства детей дошкольного возраста характерен завышенный и адекватный уровень самооценки.

Все остальные методики были проведены нами с мамами детей дошкольного возраста.

Рис.2.  Результаты диагностики по методике самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина

Для большинства матерей, принявших участие в исследовании характерен низкий и средний уровень ситуативной и личностной тревожности. Для матерей с низким уровнем ситуативной тревожности характерно ощущение того, что они бодры и полны сил, спокойны, хладнокровны, часто испытывают чувство безопасности, довольны жизнью, счастливы, редко принимают что-то очень близко к сердцу, довольны собой, уверены в себе, редко нервничают, чаще испытывают радостные эмоции. Для матерей со средним уровнем ситуативной тревожности характерно иногда не находить себе место, частые беспокойства, переживания по поводу возможных неудач, иногда испытывают сожаление, не всегда чувствуют себя в безопасности, иногда им не хватает уверенности в собственных силах, часто хандрят, часто переживают из-за пустяков.

Средний уровень личностной тревожности проявляется в неустойчивом чувстве уверенности в себе и в успехе. Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Рис. 3. Результаты диагностики самооценки и уровня притязаний матерей по методике Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Согласно полученным результатам, у большинства матерей выборки выявлен реалистичный уровень самооценки. Им свойственно умение правильно и адекватно себя оценивать, чувствительность к оценке и критике со стороны окружающих, умение проводить переоценку себя, своих ценностей, побуждений, мотивов и т.п. в соответствии с реальностью. Уровень притязаний испытуемых преимущественно находится на среднем реалистичном уровне. Они адекватно оценивают свои возможности и способности при постановке и достижении целей.

Рис. 4. Результаты диагностики родительского отношения

по методике А.Я. Варга, В.В. Столина

Согласно полученным результатам, на первом месте по степени выраженности у матерей стоит родительское отношение «кооперация» с ребенком, выявленное у 100% испытуемых. Для них характерно проявление заинтересованности во всем, что происходит с ребенком, желание помочь своему ребенку. У 90% матерей наблюдается проявление «симбиоза» с ребенком.  Им свойственно желание оградить своего ребенка от всех неудачи и трудностей, с которыми тот может столкнуться в своей жизни. Если же ребенок взаимодействует с обществом, то у матери эта ситуация часто вызывает тревогу, поскольку для таких родителей он и его ребенок – это неделимое целое. Для 85% матерей характерна «авторитарная гиперсоциализация», которая проявляется в стремлении к тотальному контролю за ребенком, послушанию и дисциплине. Такие матери никогда не пытаются понять точку зрения своего ребенка, проявление воли со стороны ребенка всячески наказывается и подавляется, при этом они активно следят за успехами своих детей в социуме.

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена

Шкалы

Самооценка

дошкольника

Критическое

значение

Личностная тревожность

-0,835

0,45 при р=0,05

0,57 при р=0,01

Ситуативная тревожность

0,538

Самооценка

0,571

Уровень притязаний

0,018

Принятие – отвержение

-0,373

Кооперация

0,394

Симбиоз

0,131

Авторитарная гиперсоциализация

-0,091

«Маленький неудачник»

0,010

Результаты корреляционного анализа позволяют утверждать, что существует прямая корреляционная связь между уровнем самооценки матерей и уровнем самооценки их детей (r=0,571, при р=0,01). Это доказывает, что чем выше уровень самооценки у матери, тем выше уровень самооценки у ребенка и наоборот. Это объясняется тем, что мать транслирует своему ребенку образец самооценки, проявляя ее при общении с ним, с окружающими, а у ребенка есть возможность ее наблюдать. Кроме этого, как мать оценивает себя, так она, скорее всего, оценивает и своего ребенка.

Выявлена обратная корреляционная связь между уровнем личностной тревожности матерей и уровнем самооценки их детей (r= -0,835, при р=0,01). Это доказывает, что чем выше уровень личностной тревожности у матери, тем ниже уровень самооценки у ребенка и наоборот. На наш взгляд, это связано с тем, что тревожная мать часто переживает, тревожится, что будет сказываться на самооценке ребенка. В свою очередь, мать с низким уровнем личностной тревожности будет способствовать развитию самооценки детей.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стилем воспитания, личностными особенностями матери (самооценка, тревожность) и самооценкой ребенка дошкольного возраста подтвердилась частично.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакаева О.В., Дорошенко И.Д. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников [Текст] / О.В.Бакаева, Т.Д.Дорошенко // В сборнике: Инновации в современной науке материалы XI Международного зимнего симпозиума. – М., 2016. – С. 112-115.
  2. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Э.Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 348 с.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И.Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  4. Василенко Т.Д., Селин А.В., Воробьева М.Е. Ценностно-смысловые аспекты формирования социальной роли матери [Текст] / Т.Д.Василенко, А.В.Селин, М.Е.Воробьева // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию КГМУ. Курский государственный медицинский университет. – Курск, 2014. – С. 57-59.
  5. Васильева В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.С.Васильева // Электронный научный журнал. 2016. № 5 (8). С. 291-294.
  6. Васильева Е.Н. Детские роли и их взаимосвязь с самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации [Текст] / В.С.Васильева // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 158.
  7. Васильева Е.Н. Ролевые детско-родительские отношения и их влияние на личностное развитие дошкольника [Текст] / Е.Н.Васильева // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 123-128.
  8. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В.И.Гарбузов. – СПб.: Сфера, 1994. – 160 с.
  9. Гилева Н.С. Влияние эмоциональной привязанности ребёнка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Текст] / Н.С. Гильева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 134-139.
  10. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников [Текст] / В.И.Долгова, Е.Г.Капитанец, О.А.Смирнова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 116-120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, со...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

ИССЛЕДОВАНИЕ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Благодаря самооценке индивид становится личностью, поскольку она выступает существенным условием данного процесса. Самооценка способствует появлению у индивида потребности отвечать уровню окружающих, ...