Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Гребенщикова Валентина Александровна

Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития самооценки детей младшего дошкольного возраста.

Основателем  в изучении проблемы  самооценки  детей считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или недовольство собой. В его понимании  самооценка является эмоциональным компонентом.

В психологическом словаре  самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или  слабости  тех или иных  качеств, свойств  в  сравнении их с определённым образом, эталоном.  Самооценка  выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и так далее. Это сложная  психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек  выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя  включено в ещё более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном  взаимодействии человека с миром. Самооценка  связана со всеми  проявлениями психической жизни человека. Основными средствами  самооценки  являются  самонаблюдения, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой  основе личность оценивает  себя, свои возможности, качества, место среди других  людей, достигнутые результаты  в различных  сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

У Дубровиной понятие самооценки состоит в следующем:  самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей,  способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится  к   фундаментальным  образованием личности.  Она в значительной степени определяет её активность ,  отношение к себе и другим людям.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о самооценке того или иного человека, то подчёркивают его результат –  высокая  или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой самооценки являются принятые в обществе  социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента:  когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение ; эмоциональный- отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение. Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка это основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Различают общую и частную самооценку. У ребёнка младшего дошкольного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она ещё не устоялась и подвержена  любому влиянию. Поэтому дети такого возраста нуждаются в постоянном одобрении , в подтверждении того, что он хороший и достоин любви. Ребёнок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, так как он верит в себя.  Для формирования положительной самооценки недостаточно повторять ребёнку, что он хороший, он быстро поймёт, что ему говорят неискренне, по обязанности. Поэтому, если у ребёнка что-то не получается важно подбодрить его.

Частной самооценкой будет оценка каких-то деталей своих внешних данных, отдельных черт характера. В общей самооценке отражается  одобрение или неодобрение, которое ребёнок переживает по отношению к самому себе. Ребёнок может оценивать себя адекватно и неадекватно( завышать или занижать свои успехи, достижения)

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки , на основе которых формируется глобальная самооценка могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут   по разному взаимодействовать между собой:  быть согласованными,  взаимно дополнять друг друга или противоречивыми , конфликтными. В глобальной  самооценке  отражается сущность личности.

Функция  самооценки состоит в том, что она выступает внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Самооценка позволяет сформировать Я концепцию.  Я концепция это более или менее осознанная,  переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему виду. Она может быть правильной                      ( адекватной), когда мнение человека совпадает с тем, что он в действительности  собой представляет. Если  человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительность есть, то у него  самооценка занижена. В тех случаях, когда он переоценивает  свои возможности, результаты деятельности,  личностные качества, наружность,  характерной для него является завышенная самооценка. Неадекватная  самооценка  осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех, которые в разных ситуациях  общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто  являются  следствием его неправильной самооценки. Знать  самооценку ребёнка очень важно для установления отношений с ним, для  нормального общения.  Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует  выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку , уровень притязаний чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Чем выше статус ребёнка, тем более высокий уровень самооценки. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней  отражается то, что человек узнаёт  о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....